Олеся Фрич
Паблик арт, 2023, Материалы: Керамика, кирпичная крошка, глазурь, монтажный клей
Михайловское кладбище г. Екатеринбург
Моим постоянным маршрутом в последние несколько месяцев неожиданно для меня самой стала прогулка вокруг и по территории Михайловского кладбища.
Это один из ранних и основных некрополей Екатеринбурга, основанный за городской чертой в 1865 и с 1960 закрытый для погребений. Сейчас он скорее выглядит как полузаброшенный парк с застывшим временем и различными скрытыми историями в центре города.
Во многих городах мира подобные общественные пространства, помимо основной функции, как места захоронения и пространства памяти, наполняют дополнительными — духовной, исторической, туристической, природной и т. п.
Как заметил еще в 1970-х автор книги «a Pattern Language» Кристофер Александер: «существование мертвых среди живых — факт повседневной жизни в любом обществе, поощряющем людей к продолжению жизни». Какими способами можно говорить о смерти и бессмертии с живыми?
Меня вдохновил опыт Норвегии, где они часто используются как философские парки.
• «Memento Vivero» «помни о жизни» — близкие по форме изречения существовали еще с античности, но в таком виде, как антитезис к знаменитой фразе Memento mori (помни о смерти) как торжество над ней, получила распространение благодаря Гете в романе «Годы учения Вильгельма Мейстера» в конце 18 века. Позднее часто использовались как девиз Гете.
Керамические буквы, впаянные в стену входной группы могут вызвать аналогию с безымянными захоронениях в «садах памяти» — места на кладбищах, где урны с прахом захораниваются коллективно, иногда даже без указания имен, создавая общественный мемориал.
Замешав в глину крошку кирпичей разрушенного и потерянного для семьи своего родового дома, я так же провожу своеобразную реинкарнацию личной истории, которая через эту работу обретает как свое место погребения, так и слияние с многими похожими.