ТАМ, ГДЕ НЕТ БУДУЩЕГО
19 апреля — 19 мая 2021 года
…И идут без имени святого
Все двенадцать — вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль…
Александр Блок. ''Двенадцать''
Участники выставки:
1 Ольга Безгодкина
2 Ася Бобрицкая
3 Анна Горожанова
4 Дарья Иванс
5 Софья Меликова
6 Ирина Минина
7 Александра Михайлова
8 Каролина Панферова
9 Катя Подлеснов
10 Анна Порошина
11 Сима Роднаева
12 Алеся Рудович
100 лет назад в 1921 году в Санкт-Петербурге умер Александр Блок который написал поэму ''Двенадцать.''
Блоку, всегда пронзительно чувствовавшему Петербург как чужой и враждебный человеку город, удалось создать неординарную картину послереволюционной, вставшей на дыбы столицы.
Незадолго до трагической смерти, на вечере, посвященном памяти Пушкина, поэт прочитал речь, в которой были слова следующего содержания:
''…Покой и волю тоже отнимают. Не внешний покой, а творческий. Не ребяческую волю, не свободу либеральничать, а творческую волю — тайную свободу. И поэт умирает, потому что дышать ему уже нечем: жизнь для него потеряла смысл''.
Мария Степанова, известный современный писатель, в анализе произведения ''Двенадцать'' пишет: ''То, чего ждал поэт, а вместе с ним, возможно, и его читатели, сегодня трудней всего представить, хотя назвать очень просто — он хотел, чтобы началось наконец будущее, терпеть более было невозможно: «Как долго ждать и как трудно дождаться», — писал он. Слова «будущее» и «новое» встречались в его статьях, дневниках, письмах с интенсивностью запятых: тень старого мира, запятнавшего себя насилием и ложью, лежала на повседневности так густо, что и настоящее время казалось стоячим, погруженным в прошлое''.
Но случилось то, что случилось.
Поэт веривший в революцию ошибся: «Двенадцать» — какие бы они ни были — это лучшее, что я написал. Потому что я тогда жил современностью. Это продолжалось до весны 1918 года. А когда началась Красная Армия и социалистическое строительство, я больше не мог. И с тех пор не пишу''.
В предсмертном бреду Блок даже требовал от своей жены Любови Менделеевой обещания сжечь и уничтожить все до единого экземпляры поэмы. Это было напрямую связано с той эволюцией которая произошла с ним после создания поэмы в отношении большевиков и революции.
Любое зрительское прочтение выставки имеет право на существование, но ни одно из прочтений не способно охватить всей ее образной многомерности. ''Там, где нет будущего'' невозможно осмыслить — можно только пережить *.
* Однодневная Квартирная выставка с закладыванием капсулы времени около дома по Будапештской 38 состоялась 17 апреля 2021 года у Аси Бобрицкой в Петербурге.
Участникам выставки я предложила поразмышлять над названием «Там, где нет будущего», предложенным фотографом Сергеем Потеряевым (интервью с Сергеем Потеряевым на Wall)
Куратор Екатерина Васильева
P. S. Орфография и пунктуация авторов сохранены полностью.
Ася Бобрицкая
Петербург
Мы так давно вместе и всегда-всегда были счастливы, даже в ноябре!
Но огромная черная дыра засасывает все, что я люблю. Исчезают люди, закрываются
любимые места. Все раскалывается на части, покрывается пылью, я не могу собрать
город заново.
Я пытаюсь, но город изменился, чувствую волны негативной энергии. А может быть не
только город, но и страна безвозвратно рассыпается.
Возможно, это конец города во мне или конец меня в городе?
Я бы хотела, чтобы наша история продолжалась, я бы так хотела остаться в своем
любимом городе, но черная дыра уже подобралась к нему слишком близко.
Ольга Безгодкина
«Здесь один неизвестный убит другим неизвестным».
Об этой истории я впервые узнала из фильма Вернера Херцога «Каждый сам за себя, а бог против всех». Она про человека по имени Каспар Хаузер, которого в возрасте примерно 3х лет посадили в подвал. К нему приходили ночью и оставляли воду и еду, людей он не видел. Когда ему исполнилось 16 лет, его вывели на площадь города и там оставили. В течение следующих 5ти лет он жил у выдающихся людей города, его учили, некоторое время он работал в цирке. В возрасте 21 года его убил ножом какой-то мужчина. Всё это происходило в 19 м веке.
Катя Подлеснов
Сейчас люди — господствующий класс на планете, и мы уже забыли, что когда-то это было не так. Динозавры остались для нас в далёком прошлом. Но может история повернётся вспять? Я подошла к этому вопросу основательно: взяла интервью у климатолога, палеонтолога-политолога, а также провела лабораторную экспертизу. В процессе расследования мои привычные представления о мире рушились. Но будучи учёным, я должна быть открыта к различным идеям, чтобы их опровергнуть или наоборот — подтвердить. В фильме обсуждается теория, согласно которой Ленин является динозавром, а если точнее, одним из представителей вида рептилоид ленозаурус. Становится очевидным почему тело Ленина до сих пор находится в мавзолее, и почему почти в каждом городе России есть памятник или улица Ленина. А вы слышали лозунг «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить!»?
В ролях:
климатолог — Алексей Климон,
палеонтолог-политолог — Евгений Остов,
ведущая — Екатерина Подлеснов.
Алеся Рудович
Беларусь, Минск, 2021. Я «тутэйшая». Я живу здесь. В мире постоянного безграничного контроля. В мире, где борются с думающими людьми, лозунгами, плакатами, флагами, символами исторической национальной гордости. В мире, где у человека нет голоса, нет мнения, нет прав; нет правового поля; где человек — должник или человек — заключенный, иногда просто крепостной. Каждый из нас постоянно переходит из одного пространства изоляции в другое. Мы — люди-функции живущие по механическим законам; овцы под присмотром светского «пастора». Нейронные сети Synesis следят за всеми, получают данные о положении каждого в открытом пространстве в любое мгновение. Шифры и пароли допускают к информации или отказывают в доступе. Это идеальная трехуровневая система управления, к которой прибегает политическая власть (по Фуко). Элементы суверенной, дисциплинарной и биовласти наслаиваются друг на друга, смешиваются. Тотальная система контроля, многократно проверенная на практике, получает наше/мое безмолвное согласие, подчинение со стороны человека и общества. Всѐ доведено до автоматизма. Привычка — корень нашего поведения. Пусть это и дурная привычка. Наша/моя реакция — оправдание и бесконечное откладывание любых действий, направленных на изменение ситуации. В таком мире у меня нет будущего. Изменения необходимы. Я не хочу быть идеальным потребителем навязанного Счастья. Я должна отказаться от вредных привычек. Я должна начать с себя. Песок уже начал сыпаться со стен тюрьмы моего сознания. Скоро начнут откалываться камни, стены рухнут. Я стану свободной.
Ирина Минина
8 августа 2019 года в акватории Белого моря на морской платформе под Северодвинском, рядом со старинным селом Нёнокса, произошел взрыв. Погибли пять сотрудников «Росатом» и двое военных, ещё шесть человек пострадали. До сих пор неизвестно точно, что произошло на самом деле. О взрыве я узнала днем и очень испугалась, в Северодвинске живет мама. Официальные заявления власти были противоречивы. Жители города не получив точной информации, в панике скупали йод. молоко, красное вино, прятались по домам. 10 августа американские ядерные эксперты заявили, что взрыв мог произойти во время испытания крылатой ракеты с ядерным двигателем «Буревестник», которую НАТО называет SSC-X-9 Skyfall. Несколько лет у меня в холодильнике лежала пленка, которая покрылась уже странными пятнами. Мне подарили камеру. пользоваться которой, я не умею. Это стечение обстоятельств, как и при взрыве в окрестностях моего родного города, может дать непредсказуемые последствия. Я фиксирую те вещи, с которыми контактировали жители города, чтобы обезопасить себя и те действия, которые совершали военные, чтобы скрыть последствия. Переснимаю кадры с шахты пленочного фотоаппарата, а потом их инвертирую. Это является отсылкой к самому инциденту, к переворачиванию смыслов произошедшего и сокрытию истинных причин и масштабов произошедшего.
Каролина Панферова
Я разработала коллекцию одежды весна-лето 2021 «KEINE ZUKUNFT».
Меня волнует и возмущает перепроизводство одежды. Я захожу в магазины и вижу мегатонны никому ненужной и нелепой одежды, и понимаю, что столько человеку не нужно
и век ему не сносить. Сначала нужно было одеться, чтобы просто согреться, затем одежда стала привилегией какого-либо класс или гендера. Потом одежду разделили на
место пребывания или деятельности, и, наконец, возвели в культ и снова в знаки различия.
В наше время процесс производства одежды не только бессмысленный, но и токсичный, как для души человека, таки для души планеты. Новые коллекции в масс-маркете
появляются каждые две недели, производители склоняют человека к системе «купил, поносил, выбросил, купил». Покупаешь одну юбку, потом еще одну, другую, третью
майку, пятую сумочку, седьмые кроссовки, вот уже и места нет в шкафу, — сдаем одежду мифическим нуждающимся. Остановится сложно, колесо производство и
потребления, вот она новая коллекция на подходе.
Меня занимал вопрос, а куда деваются эти мегатонны нераскупленной одежды. Оказывается эта одежды становится мусором, производители ее уничтожают, и, или
перерабатывают, или попросту сжигают.Каждую секунду в мире сжигается грузовик с текстилем. Гигант H& M сжигает 12 тонн нераспроданной одежды в год, а за последние
несколько лет сжёг 60 тонн абсолютно новой одежды. По данным исследования Eco Watch, в процессе сжигания одежды в атмосферу выбрасывается 1,5 миллиарда тонн
парникового газа. Такие материалы, как акрил, нейлон и полиэстер, разлагаются десятками лет и производят токсичные вещества во время горения, к тому же многие из них
покрыты не безобидной краской.
Производство модной одежды — второй по объёму индустриальный загрязнитель окружающей среды
Моя коллекция произведена из материалов, найденных в мусорном баке: рекламные буклеты, старые папки, журналы, картонки из-под пиццы и яиц, кофейные капсулы, чья-то
дипломная работа, шнуры зарядки и сеточка из-под апельсинов.
Анна Горожанова
В марте 2021 года я заболела covid-19. Спустя неделю болезни я перестала чувствовать запахи и частично не различала вкусы. Раньше я не думала о том, что эти чувства так важны. Я боялась потерять зрение, слух. Но перестала чувствовать запахи и все предметы вокруг стали будто ненастоящими. В один из дней изоляции я подумала- «Как бы я сейчас хотела оказаться на море». Но потом поняла, что не смогла бы почувствовать и его запах. И тогда пришла мысль-«Какое же это тогда море, если я не могу им дышать?» К некоторым людям обоняние так и не вернулось после болезни. И я не знала вернется ли оно ко мне. С помощью 3d-ручки и пластика я сделала «Ненастоящий натюрморт». В нем предметы только притворяются настоящими. Но, на самом деле, это только макет.
Александра Михайлова
«Путь крокодила» — это попытка взглянуть на историю своего происхождения с нового ракурса. Мама была счастлива тем, что забеременела — ей всегда хотелось иметь 4х детей.
Папа встретил эту новость с печалью — он мечтал о карьере и о другой женщине. А когда я родилась — принес мне пластикового крокодила. В основном я узнавала о своем отце из рассказов бабушки, которая любила приукрасить действительность. Бабушка «нарисовала» для меня портрет целеустремленного умницы-врача, человека-легенды, супермена-подводника и тд. И я всю жизнь мечтала с ним познакомиться. У мамы был муж. Я понимала, что его нужно называть папой, но теплых взаимоотношений у нас не возникло — я всегда держала в голове мысль, что нужно узнать, как там мой настоящий отец. Я нашла папу, когда мне было 25 лет. Он, кажется, был рад, но в свою жизнь не впустил.
Меня это мучило. Что не так со мной? Чем я хуже двух его других детей? Почему он никогда не интересовался моим существованием и продолжает меня игнорировать? Я ощущала себя ненужной игрушкой. Крокодилом. Я стала мучить вопросами свою маму, чтобы услышать эту историю из первых уст. Мама сказала, что это их взаимоотношения и меня они не касаются. Мне же кажется, что меня это не только касается, но и перечеркивает, оттеняет все, что происходит в моей жизни. Но, возможно, я придаю роли отца в моей жизни слишком большое значение. Этот проект задумывался как попытка расставить все точки над i, как попытка увидеть, что я существую. И я не тень несложившейся любви моих родителей, а самодостаточный, полноценный человек. Да, я похожа на моего отца, у меня его глаза, но я — не его копия. Первыми импульсами к этой истории стали растерянность, гнев и ненависть. Но когда я шагнула дальше, я увидела, что у истоков лежит нежность и любовь. Наверное, это от мамы. Поэтому в этой истории три героя — папа, я и мама. И есть любовь в животе. А вот крокодилу места не нашлось, поэтому надо бы его вернуть. Я сделаю это при первой же встрече с папой. И мне кажется, это будет наша последняя встреча.
Дарья Иванс
Фильм начинается как расследование исчезновения Доры, но почти сразу становится очевидно, что это пародия на детективную историю. «Там где нет будущего» — там есть другое будущее: у найденного архива нет будущего в смысле сохранения чьей-то личной памяти, но он обретает новое будущее, когда становится темой проекта; героиня истории исчезает (у неё нет будущего, во всяком случае, оно остается неизвестным) и не исчезает, если представить её историю как развивающуюся по законам одного из возможных миров (например, мира с геометрией четвертого измерения и наличием альтернативных законов причинно-следственной связи). Факты, которые могли бы указать на наличие связей между событиями, кажутся перечнем разрозненных исторических и географических сведений.
Сами факты становятся знаками-индексами (знаками, указывающими на непосредственное сходство между знаком и референтом) и принимают форму того, о чем они сообщают.
Найденный архив из архива (как того, что наполнено значением, смыслом, знаками-символами) становится в прямом смысле материалом для проведения математических и логических операций.
Софья Меликова
Я родилась в Ленинграде в 1988 на стыке эпох. Жила здесь большую часть своей жизни. Потом было пять лет в Германии, потом еще полгода в Бельгии и Швейцарии, а потом возвращение в Петербург. Но, несмотря на многочисленные переезды как внутри России, так и за рубежом, когда я вижу сны о доме, то это всегда наша маленькая коммунальная квартира в Веселом поселке. Там, где остались самые яркие воспоминания детства Сегодня, все, что осталось от моего детства — это архивные снимки. Дом на Огнева стоит все там же, на месте, но не дух 90-х. В подъезде больше не воняет и никто не отрывает штукатурку со стен, высекая надпись «Цой жив», не играют в подъезде «Сектор газа» и соседи не грызут семечки на лавочке в обсуждении последних новостей дома. От самого парка перед домом, где мы играли и гоняли мяч с ребятами, осталась лишь маленькая зеленая полоса. Вместо стройных лип теперь там возвышается очередной торговый центр и строятся многоэтажные муравейники. Прикасаться к своему детству я могу теперь только через архивы воспоминаний и сны.
Анна Порошина
11 лет, каждый будний день, я приходила на работу в один и тот же офис. Ровно 11 лет, день в день и месяц в месяц — с 29 марта 2010 по 29 марта 2021. Удивительное совпадение, не правда ли? Еще более удивительно, что та работа никогда не была моим осознанным выбором. Я просто плыла по течению, подчиняясь обстоятельствам и выбору, сделанному за меня другими людьми. Внутренний перфекционизм при этом двигал вперёд, заставляя развиваться в профессиональном плане и добиться определённых успехов. Я была хорошим командным игроком на чужом поле. Игра закончилась, надо жить.
В этой серии представлены автопортреты и скрин с комментариями пользователей Instagram, сделанные в период работы в офисе и отражающие мое внутреннее состояние.
Я благодарна за приобретенный опыт и людей, которые пришли в мою жизнь, но не вижу себя в будущем офисным работником. В 2021 году я открыла себя по-новому как художника и хочу продолжить этот путь. Пришло время сделать собственный выбор и следовать ему.
Сима Роднаева
Это история про незавершенный проект.
Любой вещи можно задать форму, цвет и характер.
Любой предмет может реализоваться в своей незавершенности, если дать ему
возможность сбыться.
P. S. выставка по итогам авторского курса Екатерины Васильевой ''Жанры фотографии в 21 веке'' в ''Фотографика''