НИЧЕГО НОВОГО
с 20 мая по 20 июля 2023
Участники выставки:
Яна Анапольская
Марина Антонова
Елена Арсеньева
Ангелина Богданова
Юлия Вьялкова
Анна Гусева
Ксения Мирзоян
Анна Павлова
Екатерина Павлова
Анна Полонеева
Александра Фомичева
Нина Целовальникова
Галина Шляховая
''Что было, то и будет, что совершалось, то и будет совершаться,
и нет ничего нового под солнцем.''
Книга Екклесиаста
Для того, чтобы началось что-то новое, что-то должно закончиться. Закончиться с внутреннего согласия самого человека.
Участники выставки в своих художественных высказываниях предлагают зрителям разные точки зрения на проблему — если она существует, а не является осознанным постоянством принятия проживаемого.
В каждом случае, всматриваясь и вчитываясь в содержание ''Ничего нового'' тринадцати художниц, мы анализируем его применительно к нашему собственному отношению к прогрессу и регрессу.
Не факт, что-то, что хорошо или плохо для одного человека, будет так же работать для другого. Вся наша жизнь и психика — сплошной парадокс и конфликт. Но конфликт часто помогает нам подняться на новый уровень при его успешном разрешении. А этим каждый из нас занимается ежедневно в больших и малых делах.
Постоянство раскрывается через категорию стабильность. Абсолютная стабильность — постоянство в количестве или наборе черт личности индивида. Факторы, которые могут способствовать изменениям и постоянству личности можно отнести, как экстраверсию и эмоциональную стабильность, так и интеллектуальные свойства, генетические влияния, влияние среды и т. д.
Достаточное количество факторов, чтобы понять, что работает только осознанная необходимость формирования практически каждым исключительно индивидуального сценария своего развития и правил для жизни.
P. S. Орфография и пунктуация авторов сохранены полностью.
Участникам выставки я предложила поразмышлять над названием «Ничего нового», предложенным художницей Екатериной Соколовской (интервью с Екатериной Соколовской на Wall)
Куратор Екатерина Васильева
24 года музыка
Я играю на скрипке с шести лет, окончила Московскую консерваторию, сейчас работаю в музыкальном театре. Музыка сопровождает меня всю жизнь. Она повлияла на моё становление и восприятие мира. Поэтому я обратилась именно к ней, чтобы выразить своё отношение к действительности. В музыке существует 24 тональности, 12 минорных и 12 мажорных. Лично для меня они выражают весь спектр человеческих эмоций. Я сочинила и сыграла мелодии во всех этих тональностях и сняла видео зарисовки моей повседневности. Изначально они плавно переходили одна в другую. Тем самым я хотела показать свою жизнь, и как она преобразуется под воздействием музыки. Но в ходе работы, размышляя о жизни, пришла к выводу, что наше существование — это не линейное повествование, как бесконечно текущее время, а хаотичное переплетение событий. Где-то не досказанных, прерванных, где-то громких, а где-то молчаливых. Иногда они наслаиваются одно на другое, а иногда кажется, что ничего не происходит. Жизнь не проходит шаг за шагом, это сбивчивый путь. И даже привычный уклад жизни может внезапно поменять свой ход.
23 года математика
Уже 23 года я занимаюсь математикой. В основном моя работа связана с абстрактными структурами, которые называются «диаграммы Вороного». Мои исследования лишены практической цели. Уже давно я хочу с ними порвать, но они возвращаются снова и снова, и никак меня не отпустят, что бы я ни пробовала.
22 года построенный дом
Как-то раз возвращаясь домой, я почувствовала необъяснимую грусть. Кругами ходила вогруг моего дома и думала о том, мой ли он? Ведь в этом месте я живу уже 22 года. В этом месте я живу всю свою жизнь. И это пробуждает во мне ноющую тоску. Я привязана к этому месту, к этому дому. Я люблю свою комнату. Мне дороги те незабываемые моменты, наполненные жизнью здесь. Но что-то внутри мечтает о чем-то другом. О месте, которое я выбрала бы сама. О месте, в котором я была бы хозяйкой, пусть и не самой лучшей. О месте, которое я бы полюбила всем своим сердцем. Я грежу, и мне страшно. Я знаю, что впереди меня ждет неизветность. А здесь я оставляю часть себя. И это неизбежно. Работа посвящена сепорации от родителей. Тем переживаниям, которые не дают мне покоя. Сейчас у меня нет возможности переехать в другое место. Но, когда-нибудь, придет время и мне придется оставить мою комнату. Все то, что я люблю. И наконец быть самостоятельной. И наконец стать взрослой.
13 лет недостроенный дом
Это история о нашем доме, который стоит уже больше 13 лет и возможно никогда не будет достроен. Таким незавершенным мы купили его у предыдущих хозяев. Часть работ мы сделали, но деньги закончились. Потом случился ковид, потом война… Последний раз муж был в доме в январе 2022 года, было много планов и надежд. Мы представляли, как обустраиваем каждый уголок, я нарисовала проект планировки. На первом этаже я хотела сделать домашнюю фотостудию с потолками больше 6 метров и отражениями от окон на белых стенах. Теперь мы сами не знаем, что будет дальше и останемся ли мы здесь. Каждый раз, когда я поднимаю вопрос что делать с домом, он остается без ответа. Этот дом- наш самый главный проект, наша мечта, которая не случилась, наш провал и наша боль. Наш недостроенный дом мне кажется символом этого времени- хрупкого как старая стеклянная ваза. Маленькая трещинка и эта ваза развалится на кусочки, которые уже не склеишь. Времени, где ищешь опору, где становишься ближе к земле и чему-то такому же вечному, как древняя деревянная церковь, которая стоит уже больше 500 лет в маленькой забытой деревне в Ленинградской области. Будут новые исторические события, а эта церковь и наш дом, думаю переживут их, и наши сомнения и страхи.
10 лет города России
Так вышло, что всю жизнь я скептически относилась к путешествиям по России. Однако из-за сложностей с поездками за рубеж с 2020 года, я переосмыслила эту позицию и решила в будущем отправиться по крупнейшим городам моей страны. Выбирала я те города, в которых насыщенная жизнь, много развлечений и интересных мероприятий. Также я исключила те населенные пункты, в которых не происходит ничего нового. Поскольку мой маршрут не включает в себя города-аутсайдеры, я решила их исследовать виртуально с помощью нейросетей. Это упрощенный способ увидеть совокупные графические и текстовые данные про каждое место. Мне стало также любопытно, как искусственный интеллект представит локации с однотипной рутинной жизнью, а также какие там могут происходить события. Я исследовала российские города через интерпретацию нейросетей, которые генерируют изображения и текст по вербальному запросу. Мой запрос был «Ничего нового/ничего не происходит в [название города]». Использовались нейросети: stablediffusionweb.com/#demo (визуал) yandex.ru/lab/yalm? style=0 (текст) Я сделала типологию из 10 искусственно созданных изображений городов России, а также добавила к каждой иллюстрации текстовое сопровождение, созданное с помощью ИИ. Оба медиума отражают тему «Ничего нового» и показывают «виртуальное видение» машинного интеллекта городских пространств.
8 лет и 5 месяцев работа в офисе продаж
8 лет и 5 месяцев с понедельника по пятницу я работаю менеджером в офисе продаж. Я просыпаюсь в 6 утра, добираюсь на работу к 9, выпиваю чашку кофе и начинается рабочий день… Моя универсальная должность объединяет в себе обязанности администратора, бухгалтера, юриста, логиста и секретаря. Когда меня приняли на работу, в тот же день заказали новый стол и стул. Один сотрудник подарил мне кактус, другой игрушку-антистресс, но я люблю ручки, поэтому покупаю их сама. Сначала нас работало 11 человек, потом 20, потом 10, а сейчас 6. Обедаем мы на кухне, иногда вместе, но чаще по очереди. В течение дня к нам приезжают разные водители. Кто-то рассказывает мне истории, кто-то сидит молча, кто-то называет «злой женщиной», а я распечатываю для них раскраски и покупаю карандаши. По средам нам привозят товар с производства и мы спрашиваем, как там дела в Белоруссии. А по пятницам приходит почтальон. Завели кота. И каждый новый день несет что-то старое.
7 лет неуверенность
4 года и 9 месяцев адаптация
Ничего нового, кроме меня. Я переехала из России во Францию и оказалась в деревне, основанной более 1600 лет назад. В закрытом и сплоченном веками сообществе местных жителей я ощутила себя инородным элементом. Будучи представительницей далекой и непонятной культуры, я испытывала постоянную тревогу о том, что местные не примут меня. Страх отвержения сопровождал любую встречу и беседу. Чтобы побороть тревогу, я перевожу происходящие со мной процессы в мир образов и совершаю в нем символические действия. Я обращаюсь к архетипу Волка — так с французского переводится название реки, на которой стоит деревня. Ее жители именуют себя «волками». Волки держатся стаями. Стая — очень крепкая социальная единица. Стаю отличают внутренняя сплоченность, социальный порядок, иерархия. Волк защищает область от незваных гостей. Этот незваный гость — я. Я хочу понять, как мне добиться расположения Волка. Я иду в лес, чтобы обнаружить его. Вдруг он следит за мной? Как распознать его присутствие? Необузданность леса является символом пути, который мне предстоит пройти. Найденные артефакты становятся свидетельствами его милости или кары. У меня получается найти выход из тьмы леса к свету. Этот выход олицетворяет победу над моей тревогой, открывающей глаза на реальность — сообщество настроено ко мне дружелюбно. Это начало пути к подлинной интеграции с новым местом.
4 года воспоминания
Я рассказываю историю про город, где я родилась и выросла. Я уехала из города физически, но всё ещё живу там виртуально: на скриншоте из Google Maps мы всё ещё сидим в обнимку у «фонтана Влюбленных» с тем человеком, которого я сейчас не узнаю на улице. В своей голове я всё ещё веду диалоги с одушевленными и неодушевленными персонажами, которые жили со мной в этом городе, и отчаянно цепляюсь за полустёртые воспоминания. Мне кажется, если отпустить этот город, и эти воспоминания, меня не станет. Есть ли во мне что-нибудь ещё, кроме диалогов с виртуальным, нечетким, оставшимся в памяти? Этот город и истории, которые тогда со мной происходили, сформировали меня и пустили во мне корни. Город растет и меняется. Мои воспоминания стираются и теряют детали. Я уехала из города физически, но в своей голове я всё ещё возвращаюсь в этот город как в волшебное место, где всё ещё можно услышать слонов, найти яйцо дракона, рассказать о своих горестях большой Ма, и утонуть в сирени. Чтобы «закрыть гештальт», мне важно заново сконструировать ситуации и события. Снова вдохнуть жизнь в как будто утраченное волшебство, договорить недосказанное. В своем проекте я собираю утерянные детали, как улики: старые фотографии из социальных сетей, переписки, вещественные доказательства. Чтобы воссоздать место, которого больше нет, я работаю с искусственным интеллектом MidJourney. Реконструируя память, я создаю новое место, наполненное старыми мыслями и старыми героями. Я отправляю свои воспоминания до востребования: тому месту, которого уже нет, и тому времени, которое уже прошло, и бережно закрываю за собой дверь.
4 года раздражение
Как часто негативные мысли захлестывают вас, окуная в эмоциональную яму? Мое сознание каждый месяц погружается в пучину сомнений, раздражительности, а порой и отчаяния. Мир превращается из белого в черный, из доброжелательного в агрессивный. Во мне происходят страшные изменения и я погружаюсь в водоворот эмоций. Что это: гормональные сбои или нервное истощение?! Моя серия — это размышление о негативных ощущениях и попытка трансформировать их в мир цвета и формы. Я анализирую зарождение отрицательных мыслей и момент освобождения от них. Преображая геометрические формы, я пытаюсь разложить свои эмоции на сложные фигуры и наполнить их новыми смыслами. Эта работа помогает мне прожить и переосмыслить мое состояние и получить освобождение от страхов, сомнений и отчаяния.
3 года болезнь
Ничего нового. Мы по-прежнему в гармонии с моей болезнью, потому что я цветок. Это случилось в ноябре 2021 года. После пандемии я получила осложнение и диагноз, с которым жить мне теперь до конца своих дней. Что бы ни сойти с ума от страха перед неизвестностью я начала создавать свой вымышленный мир, в котором ощущаю себя цветком Мака. Он пришел с планеты «М06,4-Псориаз», поселился во мне и рассказал о том, что со временем я превращусь в инопланетянку и улечу далеко, чтобы стать еще одним цветком на бескрайних полях этого волшебного мира. Пока я живу на «Земле», то должна рассказывать о Псориатиках. Люди ни чего не знают о них, кроме того, что кожа у этих существ другая. На самом деле у них другие кости, суставы, ногти, другой иммунитет и самое главное другой характер. Жители этой планеты могут долго оставаться скрытыми, а иногда и вовсе не проявить себя. Но опытный псориазовед легко определит, что внутри человека есть семена. В каждом Псориатике растет Мак. Человек должен уметь заботиться о нем. Важно во время успокоить цветок, накормить и следить за его сном. Чем дольше Мак спит или находится в ремиссии, тем длиннее жизнь человека на земле. Постоянная гармония самое прекрасное, что может быть в Псориатике.
490 дней быт
1,5 года простыня
С того момента, как я стала мамой, мой дом, все комнаты и все углы заполнены детьми и детскими вещами. Даже мой рабочий стол, в основное время не принадлежит мне. Всё, что у меня осталось это белая простыня на стене. Простыня стала для меня метафорой этого периода. Она зеркало, которое отражает мои эмоции.