Исследователь памяти, французский историк, Пьер Нова пишет, что мы живем в эпоху всемирного торжества памяти.
В последние тридцать лет все страны, все социальные, этнические и семейные группы пережили глубокое изменение традиционного отношения к прошлому.
Автор выставки Саша Бауэр в своем одноименном проекте обращается не только к истории своего деда, но и к истории его семьи и народа: поволжских немцев. Понимание концептуальной составляющей работы автора не будет полным без короткой исторической справки, также как и поездка в деревню Щербатовку — некогда бывшую замкнутую немецкую общину, ведущую свое существование с середины 18 в. до середины 20 в., где жили Сашины родственники — является одной из главных смыслообразующих составляющих проекта.
После дворцового переворота декабря 1762 г. в России к власти пришла Екатерина II, которая, будучи немкой по происхождению, в декабре 1762 г. подписала «Манифест о позволении иностранцам селиться в России». Продолжением этой политики стал Манифест 1763 г., который положил начало новой идентичности немцев в России — «немцев-колонистов». Казалось бы, все неплохо, живите и работайте. Но к началу 20 в. положение немцев значительно осложнилось: они стали заложниками межгосударственных отношений России (СССР) и Германии, оказавшихся противниками в двух мировых войнах.
А 28 августа 1941 г., через два месяца после начала Великой Отечественной войны, Президиум Верховного Совета СССР принял указ «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья», по которому все немецкое население было депортировано в Сибирь и Казахстан. Всего в 1941–1942 гг. было депортировано более 800 тыс. немцев. После войны ситуация не улучшилась. Кроме того, были полностью проигнорированы права немцев как национального меньшинства на сохранение языка, культуры, традиций. В ряде случаев своего рода защитную роль для немцев сыграла советская идентичность.
Саша рассказывает историю деда, который потерял родителей, погибших от голода в трудовых лагерях, и жил в детском доме, отслужил в армии, не побоялся оставить свою немецкую фамилию, женился и жил долгой трудовой жизнью. Официальную реабилитацию жертв репрессии для себя и своих родителей он получил только в конце 20 в. с компенсацией ущерба в размере 8349 рублей.
Восстановление следов уничтоженного или отнятого прошлого, действительного или воображаемого, может помочь нам определиться с нашей собственной идентичностью.
В «мемориальную эпоху», так предложил назвать это движение Пьер Нова, Саша ищет свою идентичность через реконструкцию — с помощью метафор и исторических образов, документов, архивов, ‘’ритуальной’’ поездки в деревню Щербатовку и установленных там ею ''памятников''. Таким образом она создает место памяти — особое пространство, которое гораздо шире, чем отраженное в тотальных мемориалах представление о прошлом.
Прошлое говорит с нами через оставленные им следы, смысл которых нам не всегда ясен, поскольку в них скрывается секрет того, что мы называем своей «идентичностью».
Куратор Екатерина Васильева