дневник Катиции в резиденции — t.me/conspirrabit
куратор Екатерина Васильева
Точка входа от художницы:
В рамках резиденции я впервые ввожу понятие «конспирогенеза», которое становится частью моего художественного метода. Так я выявляю скрытые структуры и закономерности в потоке абсурдных и реальных событий. В мой привычный образ жизни врываются агенты хаоса: фейковые пожарные тревоги, найденный артефакт-рубин и письма из прошлого. «Тело воздуха» проникает в повседневность, провоцирует аномалии обыденного, вызывающие беспокойство и дезориентацию. Я веду дневник, где фиксирую события и ставлю под сомнение границы между мнимым и реальным.
CONSPIRRABIT — художественное исследование, в котором изоляция, цифровая среда и теория заговора сплетаются в особый метод восприятия реальности.
В условиях уединенной работы в резиденции «22 этаж» художница формулирует понятие «конспирогенез» — тип мышления, основанный на подозрении, внимательном наблюдении и выстраивании связей между, казалось бы, несвязанными элементами повседневности.
Это не конвенциональная конспирология, а художественный инструмент: параноидальная стратегия, позволяющая видеть миф в сбое, сигнал в шуме, структуру в хаосе.
Проект исследует аномалию как форму восприятия. Сегодня трудно различить, где цифровой сбой, а где трещина в самой реальности; где интерфейс лагает, а где мир посылает сигнал. Художница фиксирует момент, когда аномальное перестаёт казаться чем-то странным и становится частью обыденного — и наоборот.
Видео «CONSPIRRABIT» — это вертикальный фрагментированный нарратив, собранный из тревог, сбоев и случайных совпадений. Художница работает с телефонной оптикой и эстетикой scroll-монтажа, превращая рваные фрагменты повседневности в личную систему знаков. Здесь вертикальность — не просто формат, а новая норма восприятия, в которой бессознательное прокручивается как лента новостей. Кристалл в видео — как способ наблюдения за реальностью, сквозь него проявляются аномалии, случайности и фантомные совпадения. Образы возникают как в макьюментери или конспирологическое фэнтези, псевдонаука где тревога становится атмосферой, а внимание — способом сопротивления. Внутри — полуосознанные жесты, странные действия, баги ИИ, обрывки клубной оптики и интерфейсных артефактов. Это не история в классическом смысле, а личная мистерия, разыгранная в пространстве между тревогой, наблюдением и игрой. Проект исследует состояние раздвоенного восприятия себя через камеры, интерфейсы, метафоры алгоритма. Здесь не рассказ, а поток, где субъективность не фиксируется, а пересобирается каждый раз заново — через аномалию, сбой, цвет.
фрагмент из фильма 2:37
КРАСНЫЙ
период 13 мая — 26 мая
Центральный мотив проекта — кристаллы:
три кристалла, возникающие в разные периоды как реакция на неочевидные события и состояния — тревоги, сбои, совпадения, исчезновения.
Каждый кристалл фиксирует разрыв, точку перехода между мирами: физическим и цифровым, внутренним и внешним, реальным и симулированным.
Эти артефакты приобретают самостоятельную символику и становятся якорями для визуального и звукового повествования проекта.
Важной составляющей работы становится цвет — как язык тревоги, присутствия, близости и трансформации. Вслед за Дереком Джарменом, цвет здесь рассматривается не как эстетическая категория, а как носитель аффекта, философии, искажения и памяти.
Каждый из кристаллов имеет определённый цвет — красный, голубой, розовый — и связан с конкретным периодом, состоянием и физическим местом.

7 см, вытянутый, пробка для вина
найден в резиденции
состояние тревога
пояснение цифровые угрозы
термины / явления
магнит (красные стены)
появление зайцев-предвестников
мир без нас
тело воздуха
sonik X (изумруды хаоса)
пожары
кровь
цифровые угрозы
красный свет (канистра 404)
распадающаяся лагающая реальность
аномалии цифровые угрозы, тревоги, ИИ




ГОЛУБОЙ
Период 27 мая — 8 июня

8 см
найден в раковине
потерянность
отсутствие воды
магический круг
нейросны
спектакль (дым, круг)
нет воды — разводы на воде
туман
события не объясняются
купол морской церкви
попугаи
потеря воды, ИИ, страшные сны






РОЗОВЫЙ
В период 9 июня — 15 июня

6 см
найден в камине
близость
завершение резиденции
кроличья нора / метро
поиск неодушевленных агентов хаоса
камин
магический круг
радужные сны
закат
проблемы со связью
знак
колодец
прятаться от взрыва (поиск укрытия)
микросхемы
мертвая рыба, ИИ, колодец







Теоретическим фоном проекта также становится философия ужаса Юджина Такера: в ней ужас мыслится как форма знания, возникающая на стыке распада субъективности, цифровой среды и утраты ориентации в мире.
CONSPIRRABIT работает с этим ужасом не как с чем-то пугающим, а как с возможностью — выйти за пределы «понятного» и расслышать сбой как единственно правдивое.
Хронология проекта (13 мая — 15 июня 2025):
Ведётся телеграм-дневник (@conspirrabit) — в котором переплетаются обрывки мыслей, тревоги, скриншоты, визуальные наблюдения, цитаты. Он становится самостоятельным произведением. Введен новый термин — конспирогенез. Создано видео (~20 мин, вертикальный формат 9:16) — поток фрагментов, багов, псевдоперформансов, съёмок через кристаллы, генеративных анимаций. Мини-комикс о приключении одного из кристаллов. Собраны объекты (восьмигранник, дополненные цифровыми коллажами и рубильник. Создан аудиоархив тревог, голосов, сбоев, найденных звуков. Использованы материалы, созданные при помощи ИИ, TouchDesigner, найденного видео, анимации и случайных алгоритмов.
Темы проекта:
Конспирогенез как художественная стратегия сборки реальностиАномалия как новая эстетическая и эпистемологическая рамка
Сбой — как форма проявления истины
Подозрение как метод познания
Цвет как эмоционально-философский маркер
Философия ужаса — как способ говорить о хрупкости восприятия
Магический круг — как структура защиты и трансформации
Воздух и тревога как неуловимые медиа
Это попытка описать современность через сбой, выйти за пределы видимого, обнаружить структуру в случайности — и понять: что значит быть единственным свидетелем своей реальности в эпоху алгоритмов, в которой аномалия уже неотличима от нормы.




Катиция
@katiciya
С 2022 по 2024 год — участница арт-группы Parazit, с 2024 — соосновательница виртуальной кочевой галереи KM nomadic gallery (совместно с Матвеем Калмыковым).
Работает с видео-артом, объектами, фотографией, ленд-артом, графикой и живописью. В настоящее время фокусируюется на смешанных и цифровых медиа, включая использование нейросетей и генеративного контента, что ставит под сомнение границы реального и вымышленного.
Из ARTIST STATEMENT:
В своей практике я обращаюсь к опыту дезориентации современного человека в условиях стремительно меняющегося социального и информационного ландшафта. Я обращаюсь к уединению как к пространству наблюдения, сбора, адаптации — и как к методу поиска устойчивости в условиях нестабильности. Уединение в моей практике позволяет глубже осмыслить взаимосвязи между повседневными явлениями и переосмыслить границы между реальным и мнимым. В поисках тонких границ между объектно — ориентированным искусством, дизайном, модой и цифровыми технологиями я курсирую на стыке смежных областей, ставя под вопрос само понятие искусства сегодня.
род. 1996, родилась в СПБ. Живет и работает в Екатеринбурге
Избранные выставочные проекты:
2025 — добро пожаловать в тупик, галерея FUTZ, куратор Вася Финогенов, (по open call), СПБ
2025 — В поисках утраченного времени. По направлению к Свану, галерея Небеса, Cube, куратор Анна Кабирова, Москва
2024 — a—s—t—r—a open vol.5, Галерея a—s—t—r—a x аукцион newnow, ЦСИ Винзавод, (по open call), Москва
2024 — PLAYGROUND, соло с художником Матвеем Калмыковым, галерея Ателье, Екатеринбург
2024 — Неявные присутствия, галерея Si19, куратор Наталья Лучкина, Москва
2024 — wild forest, nomadic gallery (online), соло с художником Матвеем Калмыковым
2024 — Scar, artist-run space MTW, кураторы Матвей Калмыков и Лиза Бебенина, Верхняя Пышма
2024 — Чужестранцы повсюду, галерея Борей, куратор Вера Светлова, СПБ
2024 — Сил вам Босх, пространство Prografika, куратор Екатерина Васильева, СПБ
2023 — На пути домой, апт-арт выставка, соло с художницей Анной Кульминской, СПБ
2023 — COLOUR BLOCK, галерея Art& Brut х Get Art Fit, (по open call), Москва
2023 — Красненькая биеннале, выставка по маршруту Красненькой речки, куратор Екатерина Васильева, СПБ
2023 — Цветение, ДК Моряков, (по open call), СПБ
2023 — Бывшие, галерея Parazit, куратор Семён Мотолянец, СПБ
2022 — Цикл групповых выставок PARAZIT GROUP, галерея Борей, СПБ
Ярмарки:
2025 — АТРИУМ, Ельцин Центр, стенд NEZATVOR, куратор Лиза Бебенина, Екатеринбург
2024 — TPAF, пространство особняка Третье место, независимая секция, СПБ (по open call)
2023 — PAF, пространство Севкабель Порт, стенд PARAZIT GROUP, куратор Нариман Калашников, СПБ
Образование:
2025 — по наст. — Щелочь, ВМП Визуальное мультимедийное
программирование, online (Мария Афончикова)
2025 — Щелочь, FDF Fast Digital Fashion, online (Sasha Vix)
2023 — 2024 — Свободные мастерские ММОМА,
«Новейшее искусство», Москва (мастерская Алексея Корси)
2014 — 2018 — Уфимское Училище Искусств, Факультет Дизайна, Уфа