Рабочий рай
30 сентября — 30 декабря 2024
Выставка по результатам лаборатории при поддержке ГЭС_2 (грант куратора), посвященная исследованию проблемной городской территории в разных городах России и ближнего зарубежья средствами современного искусства на усмотрение художников вокруг тем: город — сад; конструктивизм; жилмассив.
''У Клее есть картина под названием «Angelas Novus». На ней изображен ангел, выглядящий так, словно он готовится расстаться с чем-то, на что пристально смотрит. Глаза его широко раскрыты, рот округлен, а крылья расправлены. Так должен выглядеть ангел истории. Его лик обращен к прошлому. Там, где для нас — цепочка предстоящих событий, там он видит сплошную катастрофу, непрестанно громоздящую руины над руинами и сваливающую все это к его ногам. Он бы и остался, чтобы поднять мертвых и слепить обломки. Но шквальный ветер, несущийся из рая, наполняет его крылья с такой силой, что он уже не может их сложить. Ветер неудержимо несет его в будущее, к которому он обращен спиной, в то время как гора обломков перед ним поднимается к небу. То, что мы называем прогрессом, и есть этот шквал''. Вальтер Беньямин
Изумленный Ангел смотрит с картины Клее и не может предвидеть будущее. Не может изменить прошлое. Однако способен прозреть в прошлом то, что Беньямин назвал ''потайным указателем, ведущим нас к избавлению''.
Шестнадцать проектов художников на выставке показывают то, на что они пристально смотрели в течении полугода работы в лаборатории. Все авторы обратились к каким-то событиям истории в рамках предложенных тем в совокупности с личной памятью связанной с близким или переживаемым местом в городе где они живут; культурному или архитектурному наследию; травматическим фактом прошлого, требующим осмысления в настоящем; следу семейной биографии; чтобы не только изучить, рассмотреть, понять, но и созидать и строить. Нам не дано создать совершенный мир, но поправить жизнь к лучшему, сверив часы с прошлым, — такой небольшой шанс есть всегда. Например, разбить сад.
В письме редактору газеты «Русское слово» Ф. Благову от 30 ноября 1915 года Александр Блок назвал поэму ''Соловьиный сад'' ''лучшим, что у него сейчас есть'' Блок повествует о «пугающе странном мире», его герой ушел из сада, ''чтобы не найти места в мире'', у него ''впереди — ничего''. Сад увиден тогда, когда рабочий не отвлечен заботой о том, чтобы довезти куски камня к железной дороге: он, как и его товарищ, отдыхает на обратном пути. Поэт пишет об ощущении разлада мира идеального и реального, поэзии и жизни, который усиливается в эпоху смут и потрясений.
В докладе ''О современном состоянии русского символизма'' 1910 года Блок выразил противоречивое восприятие жизни и искусства. Он писал: ''…что мне делать с этими мирами, что мне делать и с собственной жизнью, которая отныне стала искусством, ибо со мной рядом живёт моё создание — не живое, не мёртвое, синий призрак. Искусство есть чудовищный и блистательный Ад''. В развитие этих мыслей герой поэмы возвращается туда, где существуют привычные ему труд, тяготы и заботы. Но он по-прежнему может разбить свой сад или просто его увидеть. Проложить маршрут. Пройти путь. Вера наше все.
Сама дорога в рай не определена никогда. Местоположение его не известно. Поэтому такое движение оказывается движением к свободе. Кристина Разумова в описании к работе ''Библиотека воспоминаний'' пишет: ''Воспоминания, которые мы храним в картотеке, постепенно просачиваются как песок сквозь пальцы и уходят в забвение. Прорези в лицевой стороне ящиков выполнены в форме букв ''izgubljeni raj'', цитирующих письмо Хильды Дайч, которая писала его с территории лагеря своим подругам, находящимся на свободе. Свобода — это другая сторона реки, которую хорошо видно, но которая настолько недостижима, что Хильда сравнивает ее с раем.''
Современный художник, в акте своего художественного прозрения — созидания словно предупреждает человечество о тех опасностях, которые история ему готовит в будущем на примере прошлого. В Раю нет истории, там её начало и конец, потому Рай отсюда невидим, он не подвластен непрерывности земного пространства и времени.
Куратор Екатерина Васильева