УПАКОВКА ПУСТОТЫ
20 апреля − 20 июня 2020 года
«На каждый месяц запаситесь картонной коробкой. Сваливайте туда всё подряд и в конце месяца заклейте коробку. Напишите дату и отправьте коробку по почте в Джерси. Попытайтесь не упускать её из виду, но если это у вас не получится и она потеряется, ничего страшного, одним поводом для размышлений у Вас будет меньше». Энди Уорхол
Участникам выставки я предложила поразмышлять над названием «Упаковка пустоты», предложенным художником Владимиром Селезневым (интервью с Владимиром Селезневым на Wall)
Пустота предполагает бережное к ней отношение и заботу. Пустота тотальна — она пронизывает все вещи и является их частью. Понимание пустоты как средства познания связано с элементом неизвестности. Неизвестное присутствует всегда, поскольку познание относительно. Мы можем использовать состоянии пустоты для восстановления непосредственности восприятия. Например, переживания ощущений могут быть связаны с пустотой, которая присутствует сама по себе, как туманно-неопределенное чувство, или в качестве естественного фона любых определенных эмоций. Обычно такая пустота не осознается, игнорируется, или даже делается источником непонятного страха. Но состояние пустоты может стать и мощным средством глубокого психофизического отдыха. Связь с пустотой может дать даже психологическую свободу. Она состоит в ощущении реальной возможности выбора вариантов — вместо подчинения инерции делания, которая ограничивает восприятие, а значит, и поведение человека.
Один из главных классиков современного искусства, работающих с концептом пустоты и освоивших ее территорию — художник Энди Уорхол. Любимая идея Уорхола — некое большое ничто. Длящаяся пустота. «Моя любимая скульптура — сплошная стена с дырой,» — говорил он. И Уорхол, как никто другой, хорошо помнил что искусство с самого начала предполагает процесс сохранения. Уорхол начал свои «капсулы времени» в 1974 году после переезда в новую студию. Он обнаружил, что картонные коробки, используемые при переезде, полезны для хранения повседневного «барахла». Художник упаковывал в коробки не только кусочки собственной жизни: счета, открытки, газетные вырезки, пластинки, книги, источники вдохновения, собственные работы, — но и отправлял в будущее капсулы с коллективной памятью своего времени. Как только коробка наполнялась, её заклеивали, ставили дату и название, отправляли на склад и уже больше никогда не открывали. В итоге за все время такой скрупулезной деятельности таких коробок набралось 610 штук.
И если предположить, что завтра все может измениться, как показали последние события, связанные с эпидемией, самое простое, что мы сейчас можем сделать — это поступить, как Энди Уорхол, и заполнить возникшую вследствие неопределенности и тревожности пустоту важным для нас содержанием и сохранить результат для переосмысления.
Куратор Екатерина Васильева
Wall — виртуальное пространство, посвященное проведению онлайн-выставок, так жизненно необходимых в условиях существующего арт-рынка в России на сегодняшний день.
Кроме групповых и индивидуальных проектов, которые являются результатом совместной многомесячной работы на предложенную тему между куратором Екатериной Васильевой и коллективом фотографов/ фотографом или могут заинтересовать куратора, на платформе будут публиковаться интервью и полезный для развития и вдохновения материал в рамках выставочной деятельности.
Авторы:
Мария Корнеева
Наталья Тихомирова
Мария Дюповкина
Ксения Апресян
Ольга Матвеева
Елена Альтшуль
P. S. выставка по итогам авторского курса Екатерины Васильевой ''Жанры фотографии в 21 веке'' в ''Фотографика''