Выставка: Вечное возвращение с 15.10.23 —∞
Идущие художники: Александр Кузнецов, Михаил Курганов, Анна Назарова, Вероника Поликарпова, Кристина Разумова, Андрей Усов, Ксения Федорова, Олеся Фрич, Маргарита Хатмулина, Нина Целовальникова
Ходьба как искусство. Ходьба, которая может стать искусством.
У каждого есть свои 6 км. Это любое расстояние, которое мы проходим, в любом месте и с той скоростью и продолжительностью времени что нам по силам, чтобы сопротивляться обстоятельствам, чувствовать себя живыми и сделать возможным превращение прогулки в свою постоянную художественную практику.
Превращение ходьбы в исследование, ритуал, медитацию — это особый вид ходьбы, физиологически похожий и философски отличный от того, как например почтальон приносит почту. Иными словами, тема ходьбы в некотором смысле связана с тем, как мы наделяем универсальные действия особым смыслом. Некоторые художники считают ходьбу художественной целью самой по себе, в то время как другие используют ходьбу как средство создания отметок на картах, рассказывания историй, социальной практики и т. д. Современное искусство не должно всегда быть самореференциальным, и оно не должно быть постоянно одержимо материалами. Оно также может относиться к событиям и обстоятельствам самой жизни. Чаще всего художники практикующие walking art являются тем единственным человеком, который непосредственно переживает свою прогулку; однако арт-обьекты, инсталляции, фотографии, рисунки, карты или текст позволяют зрителям впоследствии взаимодействовать с опытом художника.
15 октября день рождения Фридриха Ницше. Название выставки — Вечное возвращение — один из основополагающих концептов философии жизни Ницше, говорящий о том, что время в его бесконечном течении, в определенные периоды, должно с неизбежностью повторять одинаковое положение вещей. «Так говорил Заратустра» — книга философа, которая была замыслена им как несущая идею Вечного возвращения. Возвращение — это время становления, изменения, постоянного внутреннего и внешнего движения. Феномен возвращения всегда постигается на уровне чувств.
Заратустра всегда возвращается к той же самой жизни, чтобы снова учить о Вечном возвращении, давая тем самым смысл и значение существованию, принимая на себя этот труд, отстаивая себя и исполняя свое предназначение, испытывая при этом несказанную радость от преодоления.
Как это не печально, но мир абсолютно безразличен по отношению к человеку, его надеждам и устремлениям, хотя это не означает, что последний, узнав это, должен руководствоваться волей к ничто. Ницше наоборот считал, что люди должны иметь мужество сказать «да» и такому миру, оставив при этом все иллюзорные надежды и фикции, которыми их до сих пор утешали.
Как сказал бельгийских художник Франсис Алис, и я не перестану повторять эту фразу:
''Ходьба, в частности дрейф, или прогулка, уже — с культурой скорости нашего времени — своего рода сопротивление… очень непосредственный метод разворачивания историй''.
Вечное возвращение Ницше обязано опыту ходьбы, так как свои долгие прогулки Ницше совершал по известным тропам, обозначенным указателями маршрутам, которые он любил повторять. Для Ницше ходьба была предварительным условием работы («Я хожу в среднем час утром, три часа днем, в хорошем темпе — всегда одним и тем же маршрутом: это достаточно красиво, чтобы выдержать повторение», март 1888).
Когда человек прошел долгий путь, чтобы достичь поворота на пути, который раскрывает ожидаемый вид, и этот вид появляется, всегда присутствует вибрация ландшафта. Она повторяется в теле ходока. Гармония двух присутствий, подобных двум настроенным струнам, каждая из которых подпитывается вибрацией другой, подобна бесконечному перезапуску. Сама интенсивность этого соприсутствия порождает неопределенную цикличность обменов: я всегда был здесь и буду завтра, созерцая этот ландшафт.
куратор и основатель школы walking art Екатерина Васильева