Елена Терентьева ''ЧУВСТВО ДОМА''
1 апреля — 1 мая 2022 года
(выбор куратора)
''Сколько себя помню, родители все время хотели жить в своем доме, при земле. Однако дом появился только тогда, когда я уже выросла и стала жить отдельно от них. Это было обусловлено несколькими причинами.
Так, как и многие, после распада СССР наша семья оказалась в трудном финансовом положении — денежные реформы не в пользу народа, вовремя не выплачиваемые зарплаты — все это создавало определенные жизненные трудности. Родителям пришлось поменять профессии. Они занялись торговлей. Отец, челноком ездил за товаром в Москву, а мама продавала вещи на базаре. Работали много и упорно. Без выходных и в любую погоду. Таким образом, через несколько лет ситуация с деньгами начала постепенно выравниваться. Появились сбережения, которые можно было бы потратить на покупку дома. Но по пониманию родителей, и их семейному плану сначала надо было дать образование и обеспечить жильем нас с братом. Это заняло еще несколько лет. И все же, мечта о доме, осуществление которой долго откладывалось, сбылась. У нас все-таки появилось обособленное семейное пристанище.''
Елена Терентьева
Дом — это место, где начинается и заканчивается наш день. В каком-то смысле, одомашнивание людей и мира — суть цивилизационного процесса. Иначе может произойти утрата собственного места, потеря идентичности и ситуация экзистенциального одиночества.
Дом — ключевой символ культуры.
Дом обозначает границы между внешнем пространством, хаотичным, бесформенным, неосвоенным, непонятным, опасным и пространством внутренним, своим, освоенным, понятным, защищенным.
В Доме часто происходит тесная связь людей и вещей. Различные механизмы фетишизации способны наделить Дом навыками спрашивать и отвечать, заявлять о себе и умалчивать о происшедшем. При отсутствии хозяина в Доме могут начать «говорить» стены, мебель, утварь, способная оставаться домашним артефактом.
Дом родителей Елены находится в тихом районе небольшого провинциального городка Саратовской области — в городе Марксе. Автор рассказывает, что к ее приезду с семьей, ''родители всегда подходят основательно. Закупают продукты, делают уборку в доме и во дворе. Мама наготавливает много вкусной и разнообразной еды, стараясь угодить каждому члену семьи. А отец, в свою очередь, в ожидании внуков что-нибудь мастерит для их мальчишеских игр. То велосипед надо починить, то турник повесить, то горку ледяную залить.''
Таким образом, Дом, можно рассматривать как основу человеческого повседневного существования. Человек эту основу не рефлексирует, но она человека конституирует, удерживает в целостности его идентичности.
Дом представляется примером некоего культурного предзнания, которое дает возможность человеку быть адекватным в повседневности.
Куратор Екатерина Васильева