НЕЗАДАННЫЕ ВОПРОСЫ
Выставка — открытый кроссворд
с 20 мая по 20 июля 2024
Участники выставки:
Диана Авхадиева
Света Барабанщикова
Наталия Гетьман
Егений Думлер
Наталья Дюрич
Мария Крекотун
Марина Кузьмина
Саша Малышева
Оля Миронова
Оксана Сазонова
Елена Сакурова
Алена Седых
Ксения Солнцева / Елизавета Шикуля
Оля Черная
Даша Шантагарова
Вера Янченко
''Вот только о чем писать — ты пока не улавливаешь. Шарахаешься от темы к теме, как бродяга по свету, а сути хорошей истории никак не поймешь. Но ведь все, о чем тебе стоит писать, прячется внутри тебя самого! Забилось в глубокую норку, точно пугливый зверек, и наружу носа не кажет. Но пока ты его оттуда не выманишь, ловить будет нечего.'' Харуки Мураками ''1Q84''
Напомнить себе, что уметь задавать правильные вопросы — очень полезно, мне помог четвертый сезон ''Настоящего детектива''. А название для будущей выставки, подсказала в интервью Екатерина Юшкевич.
Я буду думать, что незаданные вопросы и есть правильные. Это содержание выставки. А формой для нее становится открытый кроссворд, как совокупный признак, витающего в воздухе, призрака метомодернизма. Открытость и индивидуальность, игра, нарушающая стандартные правила, для честного по отношению к зрителю понимания и прочтения, тот посыл, который мы закладываем в выставке.
Куратор Екатерина Васильева
P. S. Орфография и пунктуация авторов сохранены полностью.
Участникам выставки я предложила поразмышлять над названием «Незаданные вопросы», предложенным художницей Екатериной Юшкевич (интервью с Екатериной на Wall)
Ксения Солнцева /
Елизавета Шикуля
Вопрос: Что мешает контакту с собой?
Видеоработа представляет собой эксперимент по визуализации сложной концепции квантовой запутанности через призму личной истории. Работа исследует тему запутанности в контексте человеческих отношений, используя любовь как метафору для понимания сложных и часто непостижимых связей между людьми. Квантовая запутанность — это явление, при котором две частицы могут оставаться взаимосвязанными независимо от расстояния между ними. Эта концепция используется в видеоработе для иллюстрации сложности человеческих отношений и того, как они могут быть взаимозависимыми. Через использование разнохарактерных образов и абстрактных символов автор пытается структурировать хаос, который возникает из-за запутанности, разобрать его на составляющие элементы, но в конечном итоге приходит к выводу, что любые попытки структурирования неизбежно приведут к новому хаосу, равно как любой хаос приведет к образованию случайной гармонии. Работа подчеркивает важность принятия неопределенности в жизни, как одной из её образующих — в душе, на земле или в космосе.
Ответ: Запутанность
Наталия Дюрич
Вопрос: Моя сознательная стратегия, используемая для уменьшения неприятных эмоций?
Правильное управление стрессом может помочь чувствовать себя лучше физически и психологически. У меня повышенное чувство тревожности, часто тревога переходит в страх.
Я провела исследование и подготовила для себя инструкцию, как справляться со страхом в трудных ситуациях:
— Материализовала свой страх в туннель из картона и пергамента, поняла, что страх может быть не бетоном, а мягким податливым материалом, с которым можно работать с минимальным ущербом для себя
— Моя стратегия прохождения «в туннеле», это счёт и ритм шагов и фраз
— В методологии приложена анкета с бытовыми вопросами, по результатам опроса можно понять свой уровень тревоги.
Ответ: Преодоление
1. Шкала страха
- Страх страха (напряжение / чувство тревоги /ощущение, что произойдёт что-то ужасное)
- Предчувствие страха (тяжесть / скованность тела / одышка / холодный пот)
- Нахождение внутри ситуации (принятие страха / неизбежность / ощущение нереальности происходящего) — Преодоление или попытка преодоления (прилечь и расслабиться / выпить горячий напиток / любимая песня)
- Моя Стратегия борьбы (счёт шагов / ритмичная ходьба / громкое пение / короткие тезисы)
- Выход
2. Туннель
У каждого есть способы справляться с трудными событиями, которые происходят в жизни. Мой способ борьбы в «тёмном туннеле», это ритмичный счёт. Так я сознательно сокращаю секунды страха, перевожу их в метры. С каждым шагом приближаюсь к выходу. Звуки моего туннеля напоминают шаги в пустом пространстве. Акустика усиливает шуршание кусочков пергамента. Обрывочные мысли перемежаются цифрами.
2. Туннель
Каждое преодоление «туннеля» приводит к встрече с собой
3. Туда и обратно
Одиночное путешествие с острова на остров. Преодоление расстоянием, временем, страхом. 20 километров и 7 часов, по бездорожью. Одна в лесу. Материальный объект: эмоциональная карта, топографическая карта, схема маршрута.
4. Тест на страх
Есть ли у вас склонность к повышенной тревожности? Прочитайте каждое утверждение и запишите себе 1 балл за ответы «согласен» или «скорее согласен». За ответы «нет» или «скорее нет» — ставьте 0 баллов
Марина Кузьмина
Вопрос: Что я открыла для себя на исхоженном мной маршруте?
Мой привычный маршрут с работы домой проходит по каналу Грибоедова. Весь канал можно пройти за пару часов, он берет начало в дворцовой части Петербурга у храма Спас на Крови и заканчивается в Коломне. Что мне открыл мой исхоженный маршрут? Открыл то, что я таила в себе на протяжении двух лет после 24 февраля 2022 года. Чувство тревоги из-за происходящего вокруг. Ужас где-то рядом со мной, но не касается меня. Что сильнее, чувство тревоги или чувство любви? Любовь всегда идет со мной по каналу, а сейчас я особенно цепляюсь за каждое ее проявление в лицах, выброшенных вещах и надписях. Эти проявления чувств не сильнее и не слабее друг друга, сейчас они неразрывно идут вместе.
Ответ: Любовь
Мария Крекотун
Вопрос: Что объединяет противоположности?
Бинарный код как дыхание: вдох-выдох, есть сигнал — нет сигнала. Они противоположности, но их комбинация образует что-то совершенно другое. В череде одинаковых нулей и единичек скрыта буква, слово, понятие, предложение, область знания, вся жизнь.
Слово, зашифрованное в работе, и есть та сила, которая примиряет эти противоположности, организует их. Они все вместе являются ее неотъемлемой частью, частью единства, частью большей картины мира. Ничего нельзя убрать, без изменения всей картины целиком, всё есть одно.
Можно было бы выбрать слово Бог, но хотелось избежать привязки к религии, а Любовь — это творческое, созидающее начало, и, по-моему, подходит больше всего.
Как я ощущаю любовь. Ту самую, божественную. Она бывает разная. Иногда легкая и невесомая, а иногда — очень сильное чувство. Сложно выдержать даже несколько секунд этого потока, и потом ты еще несколько часов можешь лежать, пытаясь воссоздать эти ощущения, пытаясь туда вернуться. Кроме этого тебе не нужно просто ничего. Даже умереть в таком состоянии — величайшее счастье
Ответ: Любовь
Диана Авхадиева
Вопрос: Куда нужно положить письмо, чтобы отправить его до адресата?
Разбирая старые вещи, я случайно нашла пачку конвертов из нулевых. Я собирала их когда была подростком. Там же, я нашла родословную своей семьи. Я решила разделить родословное древо на фрагменты и разослать в найденных старых конвертах. Все конверты я подписала меткой «До востребования», так как точных адресов уже нет и многие связи утеряны. Я отправляю их, надеясь что когда-то кто-то из родственников спросит на почте письмо для него.
Ответ: Конверт
Алена Седых
Вопрос: Что необходимо мне создать/взрастить внутри себя, чтобы выходить из уязвимого состояния?
У каждого человека есть свое особое уязвимое состояние или ситуации, где они слово впадают в ступор и ничего не могут делать. У меня такие состояния часто сопровождаются тем, что эмоции захлестывают так, что я ничего не вижу, не понимаю и разумные объяснения не помогают. В таких случаях есть разные методы как преодолеть это (я пользовалась всеми возможными, но чаще замирание и игнорирование своих чувств и эмоций): закрыться в себе, просить поддержки у значимых взрослых, друзей, которым доверяешь, обижаться на мир и кричать об этом и еще множество разных способов. Выбирая между огромной вариацией, я зачастую забываю про саму себя, игнорирую и закапываю глубоко внутрь. И тогда все накопленное внутри может вырваться в самые неожиданные моменты. Какие ценности я несу в себе, что мне необходимо, чтобы ощущать их и находить гармонию и опору внутри себя?
Ответ: Опора
Оля Миронова
Вопрос: Что помогает двигаться вперед?
Какая сила придает импульс двигаться вперед и продолжать верить, когда рушатся опоры? Надежду можно увидеть вокруг, в самых казалось бы незначительных и обыденных вещах, рутинных делах. Своими руками я создаю отпечатки надежды. Прикладывая усилия в создании отпечатков, я продолжаю надеяться на важность и силу простых предметов вокруг меня, совершаемых мной действий. Барельефы созданы из хрупкого материала и созвучны с моим представлением тихой и уязвимой надежды.
Ответ: Надежда
Елена Сакурова
Вопрос: Что имеет начало, но не имеет конца?
А есть ли жизнь после смерти? Я думаю этот вопрос задает себе каждый человек и я не исключение. Несколько лет назад у моего папы обнаружили рак 4 степени- для меня это было шоком! Мне казалось, что если папа умрет, то я сойду с ума. Я отказывалась верить и не хотела думать, что это может произойти. Спустя год его не стало. В этот день я проснулась в 6 утра и поняла, что его больше нет, это не было сном, я просто знала. Я лежала в кровати с чувством опустошения. Затем в моем сознании произошло что-то необъяснимое- это было его послание. Он передал мне и всей семье какую-то невидимую силу пережить это горе и отпустить его. Для меня это было откровение, спасение, чудо и исцеление одновременно. Это событие сильно повлияло на меня и на мои убеждения. Эта работа и есть ответ на мой вопрос. Искаженное временем зеркало для меня стало так называемой «Иконой души» с бесконечным циклом перевоплощений.
Ответ: Душа
Евгений Думлер
Вопрос: Как называется тоска по дому, которой страдают те, кто не покидал своего дома?
Во мне Соластальгия отзываестя чувством потери, чувством неуверенности в завтрашнем дне. И у меня возникает вопрос: в чем я вообще могу быть с точностью уверен, если не в будущем, могу ли я быть уверен в прошлом и насколько. Справиться с этим мне помогает концентрация на контакте с окружающей средой посредством органов чувств, осознание себя здесь и сейчас. Это тот момент, в котором будущее и настоящее на мгновение соприкасаются и навсегда теряют друг друга. И в то же время они всегда рядом, так же как жизнь и смерть. Они неразрывно связаны друг с другом с момента появления вселенной. Яйцо в гнезде символизирует для меня неразрывность или невозможность существования одного без другого. Если при вмешательстве извне происходит отделение яйца от гнезда, то драма происходящего может быть не очевидной, но если присмотреться, их разделение становится смертельно.
Для гнезда потому, что оно не несет больше первичной функции, хотя у него остается шанс перерождения или «воскрешения». Для яйца как для чего-то целостного его разрушение изнутри или извне будет смертельно, если ставить понятия «разрушение» и «смерть» в один смысловой ряд, они становятся одним означающим. Мне этот процесс отделения кажется очень болезненным, но я понимаю, что это неотъемлемые процессы нашего физического существования. Осознать себя вовлеченным в происходящие процессы, осознать мое физическое существование здесь и сейчас мне помогает моя инсталляция, ее тактильность. Я сделал ее как-будто бы незавершенной, тяжелой, шершавой и колючей.
Ответ: Соластальгия — форма психического или экзистенциального расстройства, вызванного изменением окружающей среды.
Даша Шантагарова
Вопрос: Что мне необходимо в преодолении жизненных трудностей?
Дугжууба, обряд очищения, который проводится ежегодно перед Новым годом по восточному календарю — Сагаалган, является для нас особенно важным. Он помогает нам в устранении от всех негативных эмоций и болезней, чтобы начать новый год с чистого листа. Этот обряд символизирует наше стремление к счастью и благополучию, а также помогает нам справиться с тяжелыми эмоциями, вызванными потерями, которые мы пережили. Каждый год мы посещаем дугжууба, и каждый год искренне верим, что все плохое, все беды и невзгоды нас покинут. В день ритуала дугжууба заготавливает тесто из муки и воды, которым обтирается тело, символически передавая свою боль, потери и все сложные эмоции. В процессе обтирания нужно про себя говорить от чего хочешь избавиться и после слепить фигурку человечка — табалан. Затем тесто приносят в дацан и складывают их в специальных ритуальный костер, точнее, пока ещё особое ритуальное сооружение в виде пирамиды с острым «наконечником» — Соор. После молебна ламы освящают костер, зажигают его, и необходимо мысленно представлять, как в этом огне сгорают все самое плохое. В 2021 году я потеряла своего папу в возрасте 59 лет, а в 2023 году — племянницу, ей сейчас было бы 7. И это стало для меня огромным испытанием. Занимаясь самокопанием, в поисках хоть какого-нибудь ответа, почему это случилось именно в моей семье, я теряла внутренние силы. Я ослабла как физически, так и эмоционально. Подавление эмоций накладывали отпечаток на моем состоянии. Ничего прежде со мной не происходило. Никогда я не чувствовала себя настолько слабой. Эта боль не прекращалась и не прекращается. И хочется найти помощи, которые придадут мне сил. В обряде дугжууба я нашла опору в поиске того, что мне необходимо в преодолении трудностей.
Благодарю Льва Никифорова за совместную работу
*примечание: костер был разожжен в рамках перфоманса.
Ответ: Сила
Саша Малышева
Вопрос: какой образ я вижу, когда думаю об известном выражении «остров мертвых»?
Остров мертвых — это не географическое название, это образ, отсылающий нас к вечности. Но как выглядит вечность? Вопрос бесконечно интригует и инспирирует фантазии ученых, философов, литераторов, художников… Мир вечности условный, знаковый, потому что мы мыслим земными понятиями и реальность другого мира для рассудка человека невыразима. Молчание, темнота есть тайна будущего века, а слова, изображения нашего. Следы моих предков тускнеют и проступают в моем сознании, как будто через мутное стекло… Скатерть вместила в себя облики моих далеких родственников, накрыла стол покровом, одновременно оберегая и объединяя нас в одном уединенном ото всех пространстве, пространстве острова. Остров мертвых для меня обрел образ скатерти с изображениями моих предков.
Ответ: Скатерть
Наталья Гетьман
Вопрос: Что вдохновило меня вернуться к посткроссингу спустя 4 года?
Я начала заниматься посткроссингом в 2016 году, в конце 2019 отправила последнюю открытку. За 3,5 года я получила и отправила 61 открытку. Постепенно я перестала посылать открытки и просто их хранила, иногда смотрела. Появилось желание рассмотреть их пристальнее, найти, что-то, что я возможно не видела ранее, или не обращала на это внимание. Спустя время посмотреть на них с другой стороны. Я изучила аккаунты людей, которые мне отправляли открытки. Рассматривала марки, искала закономерности, искала интересные истории. Мне встречались очень активные пользователи, и те кто перестали посылать открытки, и те кто совсем закрыли аккаунты. Результатом этого исследования появилось желание обновить аккаунт, и кто знает может быть появится новый проект. Моя история основана на полученных открытках, составлена в виде справочника и делится по странам отправителя в алфавитном порядке.
P. S. Посткроссинг (англ. Postcrossing) — проект, созданный для возможности совершения международного непрямого обмена открытками. В основе принципа обмена открытками лежит: — единая база всех участников проекта; — механизм выдачи адресов, направленный на то, чтобы разница между отправленными и полученными открытками у каждого участника была минимальной. При этом в посткроссинге имеет место система непрямого обмена: отправляя открытки одним пользователям, участник получает их от других.
Ответ: Открытия
Оксана Сазонова
Вопрос: что скрывает мой холод?
я заполняю дни бесконечным потоком дел,
чтобы чувствовать
устойчивость и безопасность.
я заполняю дни бесконечным потоком дел,
чтобы не чувствовать
холод,
этих бетонных стен,
ознобом скользящий по коже;
чтобы не чувствовать
холод,
который обратно
впитывают эти бетонные стены
через мои ледяные руки.
холод,
который вернется
с тобой
или без тебя.
я заполняю дни.
только этого мало.
Ответ: Уязвимость
Света Барабанщикова
Вопрос: Что я боюсь потерять?
Я стала слишком интенсивно курить и смотреть ютуб. Это — кроме зрения — отнимает у меня что-то ещё. Взгляд. Или насмотренность? Я расспросила людей — почти таких же случайных, как и рекомендации на ютубе — что они понимают под этим, куда смотрят и боятся ли потерять то же. Прямо как в давно популярной программе «Взгляд». Результатом стала новая симуляция просмотра, где видео — очень похожие на популярные вокс- попы ютуба, без красных кнопок. Из-за нехватки контроля над просмотром от героев только больше жаждешь и даже требуешь красивой «истинки», «весёлинки» или откровения, от себя — прозрения, но оно, конечно, так и не наступает, внимание на экране рассеивается.
Ответ: Взгляд
Оля Черная
Вопрос: Что формирует прошлое?
Сколько фотографий в нашем личном архиве нам нужно, чтобы помнить своё прошлое? Моя прабабушка оставила после себя около 15 фотографий, у моей бабушки хранятся 150 фотографий отсылающих к конкретным событиям и людям, у моей мамы порядка 800 фотографий, большая часть из которых появилась за последние годы, как она стала фотографировать на телефон, а у меня, к моим 30 годам, накопилось больше 8000 фотографий. Впервые осознав эту цифру, я поняла, насколько это большое число. Помню ли я хотя бы половину из того, что изображено на этих фотографиях? Нет. Ведь я даже не пересматривала большинство этих фотографий с того дня, как они были сделаны. В какой-то момент, в таком количестве, фотографии становятся бесполезными, ведь найти действительно важные кадры оказывается очень сложной или даже непосильной задачей, а основная часть изображений отсылает наши воспоминания к совершенно незначительным, случайным событиям, которые, возможно, вспоминать нам совершенно не обязательно. Наши воспоминания — это то, что формирует наше прошлое. А фотографии помогают нам вспоминать. На примере 4 поколений моей семьи по женской линии (отсюда появляется образ матрёшки), начиная с моей прабабушки и заканчивая мной, я проследила насколько отличается количество и содержимое фотографий в нашем личном фотоархиве. Но, что самое важное, я поняла, что к сохранению воспоминаний при помощи фотографий нужно подходить осознанно, ведь, в конечном итоге, не количество, а значимость и весомость этих фотографий помогает нам сохранять именно те моменты нашей жизни, которыми мы действительно дорожим и хотим оставить в памяти.
Ответ: Воспоминания
Вера Янченко
Вопрос: Что я скрываю в себе, когда в моей жизни происходят самые сложные события?
В основе внезапных неосознанных действий есть главные реакции это бей, беги или замри. Вот это замри у меня возникает в сильных эмоциональных потрясениях. Я вспоминаю, как я узнала о внезапной смерти отца, как просто остановилась, как во мне все остановилось. Я села и стала думать, потом подумала, что мама фигню сказала, она эмоциональная, потом еще ей раз позвонила, мне стали другие люди звонить и об этом рассказывать и когда я поняла, что это правда, появился крик, но он возник из пустоты, пустоты которая появилась на месте человека во мне. Я вспоминаю о том, как мне хотелось кричать, но это было неуместно, т. к. надо было похоронить отца, у меня младший брат, который жил еще с родителями и ему было очень тяжело, потом надо было сдать экзамены и это бесконечное надо закрывало мне рот и растило пустоту вокруг меня. И за счет этой пустоты я думала, что у меня все успокоилось. И когда случился развод, я увидела свой крик отчетливо, я ощутила из какой глубокой пустоты он выходит, что он есть, что он остался, он не прожит. Я поняла, что я похожа на сейф, который с толстыми стенами, такой моя кожа стала после этих событий, потому что я не смогла их прожить, я их похоронила; в нем пустота, которая хранит тайны, а внутри нее крик, который так и рвется в наружу. А еще я поняла, что от сейфа ключ у меня и я могу оставить дверь приоткрытой, чтобы этот звук вышел.