Герой моего проекта Коллекционер — одинокий белый европейский мужчина, выходец из рабочего класса, занимающийся малым бизнесом представитель среднего класса и потребитель, в вымышленную структуру личности которого встроен мой личный опыт ониомании* и стоящие за логикой механизма потребления процессы снятия тревожности, преодоления страха необратимости течения времени и смерти путем приобретения вещи, обладания ею. 

  Коллекционер осознает, что его характер, субъектность связаны с материальной культурой, определены географически и исторически. И что он, как следствие, неизбежно оказывается встроен в систему капиталистических отношений. Но это знание не помогает ему освободиться от подчиненности предметам, аппаратам и структурам общества — перестать быть «объектом объектов». 

  Через товарное изобилие и дизайн вещей воронка потребительства засасывает в водоворот желания его эмоции от контакта с вещью раньше, чем он успевает их схватить. При каждой новой покупке желание тут же теряет связь с конкретным предметом, отчуждается, соскальзывает с поверхности означающего и переходит к другому сходному недоступному объекту. Так как, согласно психоанализу, ценностью всегда обладает не реальный, а символический, временно утраченный объект. 

  В результате глубокой рефлексии Коллекционер осознает, что объекта желания не существует — невозможно наполнить зияющую внутри него пустоту, и что им движет меланхолия. Он признает личную ответственность за каждую новую покупку и испытывает вину. Внутренний конфликт усиливается одновременным переживанием противоположного чувства жуткого, навязчивого повторения: как будто какая-то сила извне разжигает в нем страсть обладания и заставляет снова и снова покупать вещь. Подверженность воздействию этой силы указывает на то, что он себе не принадлежит. 

  В проекте я показываю быт Коллекционера, его повседневность. Он окружен не ауратическими объектами, но бережно отобранными вещами массового потребления, которые мерцают обещанием удовлетворения желания.

  Через использование библейских мотивов гравюр Гюстава Доре я ввожу образ Ноева ковчега. Как Ной, спасаясь от потопа, строит новый мир — создает новый контекст, так и Коллекционер, пытаясь укрыться от хаоса бесконечно множащихся форм и захлестывающей его волны потребления, строит и упорядочивает собственный закрытый, обособленный мир, наполняя его не уникальными, но удерживающими на время вещами.

  В условиях сгущающегося постпандемического постапокалиптического будущего он с еще большим усердием, по инерции, словно в отчаянном ритуальном повторении, продолжает набивать вещами свое убежище, тем самым приближая момент, когда «ковчег» со всем содержимым пойдет ко дну, захлебнувшись в волнах глобального перепроизводства и водах необратимо тающих ледников.


*Ониомания (греч. onios — покупаемый, mania — влечение, страсть, безумие). Непреодолимое влечение делать покупки, часто ненужные, без учета своих возможностей. Наблюдается при маниакальных состояниях. Толковый словарь психиатрических терминов EdwART 2009.

Мария Кокунова
Мария Кокунова
Мария Кокунова
Мария Кокунова
Мария Кокунова
Мария Кокунова
Мария Кокунова
Мария Кокунова
Мария Кокунова
Мария Кокунова
Мария Кокунова
Мария Кокунова
Мария Кокунова
Мария Кокунова
Мария Кокунова
Мария Кокунова
Мария Кокунова
Мария Кокунова
Мария Кокунова