Герой моего проекта Коллекционер — одинокий белый европейский мужчина, выходец из рабочего класса, занимающийся малым бизнесом представитель среднего класса и потребитель, в вымышленную структуру личности которого встроен мой личный опыт ониомании* и стоящие за логикой механизма потребления процессы снятия тревожности, преодоления страха необратимости течения времени и смерти путем приобретения вещи, обладания ею.
Коллекционер осознает, что его характер, субъектность связаны с материальной культурой, определены географически и исторически. И что он, как следствие, неизбежно оказывается встроен в систему капиталистических отношений. Но это знание не помогает ему освободиться от подчиненности предметам, аппаратам и структурам общества — перестать быть «объектом объектов».
Через товарное изобилие и дизайн вещей воронка потребительства засасывает в водоворот желания его эмоции от контакта с вещью раньше, чем он успевает их схватить. При каждой новой покупке желание тут же теряет связь с конкретным предметом, отчуждается, соскальзывает с поверхности означающего и переходит к другому сходному недоступному объекту. Так как, согласно психоанализу, ценностью всегда обладает не реальный, а символический, временно утраченный объект.
В результате глубокой рефлексии Коллекционер осознает, что объекта желания не существует — невозможно наполнить зияющую внутри него пустоту, и что им движет меланхолия. Он признает личную ответственность за каждую новую покупку и испытывает вину. Внутренний конфликт усиливается одновременным переживанием противоположного чувства жуткого, навязчивого повторения: как будто какая-то сила извне разжигает в нем страсть обладания и заставляет снова и снова покупать вещь. Подверженность воздействию этой силы указывает на то, что он себе не принадлежит.
В проекте я показываю быт Коллекционера, его повседневность. Он окружен не ауратическими объектами, но бережно отобранными вещами массового потребления, которые мерцают обещанием удовлетворения желания.
Через использование библейских мотивов гравюр Гюстава Доре я ввожу образ Ноева ковчега. Как Ной, спасаясь от потопа, строит новый мир — создает новый контекст, так и Коллекционер, пытаясь укрыться от хаоса бесконечно множащихся форм и захлестывающей его волны потребления, строит и упорядочивает собственный закрытый, обособленный мир, наполняя его не уникальными, но удерживающими на время вещами.
В условиях сгущающегося постпандемического постапокалиптического будущего он с еще большим усердием, по инерции, словно в отчаянном ритуальном повторении, продолжает набивать вещами свое убежище, тем самым приближая момент, когда «ковчег» со всем содержимым пойдет ко дну, захлебнувшись в волнах глобального перепроизводства и водах необратимо тающих ледников.
*Ониомания (греч. onios — покупаемый, mania — влечение, страсть, безумие). Непреодолимое влечение делать покупки, часто ненужные, без учета своих возможностей. Наблюдается при маниакальных состояниях. Толковый словарь психиатрических терминов EdwART 2009.