МАРИЯ КУТУЗОВА, ВЕРА САНИНА-ГВОЗДИКОВА
Балансир повседневности
Для исследования повседневности районов г. Тбилиси, в котором мы живем с начала 2024 года, мы анализировали ближайшие к нашим домам улицы.
Во время прогулок на прилегающей к дому территории мы сосредоточились на игре «Найди сочетание элементов стена-окно-растение». Эти элементы, характерные для городской среды, стали для нас метафорами устойчивости и обновления урбанистической среды как сложного переплетения природных и человекогенных факторов.
Растение, стена и окно могут быть рассмотрены как элементы симпатической связи, по концепции Тимоти Мортона ― взаимосвязи между всеми существами и объектами в мире, когда формы жизни и их среды обитания являются сеткой, в которой ни у одного элемента нет центрального положения и привилегии над другими.
Помимо этого мы опирались на исследования поэтики пространства Гастона Башляра, его идеями о влиянии мечтаний и воспоминаний на наше восприятие пространства. Таким образом, символические элементы приобрели для нас следующие интерпретации:
Окно представляет собой связь между внутренним и внешним миром, символ возможности и перехода. Через него можно заглянуть как в человеческое жилище, так и в окружающую природу. Стены представляют собой границы, разделение и устойчивость в городском ландшафте. Они могут означать как защиту, так и ограничение, олицетворяя барьеры на пути к устойчивости и обновлению и, одновременно, попытки их поддержать. Растения олицетворяют жизнь и рост. Они процветают среди бетона и стали, составляя контраст с жесткостью застроенной среды, символизируя потенциал обновления и возрождения.
Во время прогулок мы развивали в себе способность видеть и замечать красоту и глубину в повседневности, анализировать собственное восприятие и размышлять об устойчивости и обновлении в городской среде, находя точки, свидетельствующие об изменениях и трансформациях жилых районов, в том числе цикличных.
По итогам фотофиксации и составленной карты по данным прогулок в Google maps мы анализировали соотношение метафорических элементов «стена», «окно», «растение», и смысл, который их особенности (расположение относительно друг друга, соотношение размеров, состояния) передает нам лично. Ассоциативные связи с точками и вынесенный урок мы представляли в проволочном объекте (ячейке хранения; напоминании).
Проволока была выбрана в силу двойственности материала: обладающая металлизированным, утилитарным, производственным видом, проволока может быть мягкой, сопротивляющейся острым углам, подобно побегам растения. При этом серебристый цвет намекает на нечто скрытое, доступное при тонком чувствовании и внимании в окружающему миру и собственным ощущениям и ассоциациям.
Между собой эти объекты мы соединили в виде мобиля, также представляющего собой некий успокаивающий объект, который можно обновлять, но при этом в своем изменений и движении он несет идею устойчивости и баланса.
Балансир понимается как груз, служащий для уравновешивания сил инерции, который помогает управлять положением массы относительно точки опоры. В нашем случае мы учимся видеть соотношение и баланс во-первых, между метафорическими элементами «стена», «окно», «растение», во-вторых, в окружающей нас среде повседневности в целом. Этот «балансир» работает уже не на физическом уровне, а для фиксации интуитивно прочувствованных ситуаций баланса и для напоминания о них.
Прохождение повторяющимися маршрутами рядом с домом ведет как к «слепоте» к пространству повседневного, в которое мы погружены, так и к возможности замечать на протяжение времени проявления устойчивости и обновления. Сделав выбор в пользу второго, мы провели walking-практику и выработали алгоритм работы с пространством, подходящий нашим целям и ситуации. При этом этот метод может применяться и для исследования других районов города, то есть, сохраняет открытость и вариативен.
Выбранный медиум (арт-объект мобиль) также подразумевает возможность замены элементов, добавление новых, различные сочетания, что также подчеркивает идеи устойчивости и обновления.