Василиса Тальвирская — Присутствие воды

Присутствие воды 

Прогулки памяти по местам наводнений

«Холодная капля», 2025, Видео: 2 мин 39 сек


Валенсия, 20 и 27 июля 2025 г — прогулка вдоль нового русла реки Турия, через рисовые поля с выходом к дюнам и морю. Маршрут продолжительностью 40 км или 13 часов повторил движение воды в провинции Валенсия в момент одного из наиболее смертоносных стихийных бедствий в истории Испании — наводнение «DANA»*, начавшегося 29 октября 2024 года. 

Новое искусственное русло реки Турия было сформировано по проекту переноса русла реки «Plan Sur» (1975) после наводнения 14 октября 1957 года, когда уровень воды в некоторых районах центра Валенсии достигал 5 метров.

В конце октября 2024 года я стала свидетелем катастрофы обрушившейся на Валенсию и ощутила на себе зачем был произведен перенос русла реки. Центр Валенсии не был затронут стихией. 

Несмотря на предпринятые усилия, изменение климата и ряд фатальных ошибок во время катастрофы унесли 228 жизни. Опасные уровни воды были зафиксированы еще днем, однако ни одно предупреждение не было отправлено до 18:43 — когда уже шла эвакуация и вода во всю захлестывала дома. Данные автоматических датчиков не передавались экстренным службам в реальном времени. Превышение уровня воды было очевидным, но действовать начали слишком поздно. Система оповещения сработала только в 20:11 спустя 6 часов после первых сигналов бедствия. 

Цена молчания — десятки погибших.

На видео зафиксированы следы наводнения спустя девять месяцев после катастрофы. Некоторые фрагменты видео сопровождает тот самый звук системы оповещения запущенной слишком поздно


*DANA (Depresión Aislada en Niveles Altos c исп. «изолированная депрессия на высотных уровнях атмосферы») и «холодная капля» — это два связанных между собой метеорологических явления, которые часто вызывают экстремальные ливни и наводнения в Средиземноморском регионе Испании, Франции и др.

DANA — это область низкого давления на большой высоте (обычно на 5000–6000 м), которая отрывается от основного потока струйного течения и застаивается над определённым регионом. Она приносит с собой холодный воздух в верхних слоях атмосферы.Возникает преимущественно осенью, когда Средиземное море ещё тёплое. Холодный воздух в верхах сталкивается с теплым и влажным воздухом у поверхности → резкий подъем воздуха и конденсация влаги → сильные ливни, грозы, град.

«Холодная капля» (gota fría) — традиционный испанский термин, которым раньше называли тот же феномен, что и DANA, но с упором на его эффект — локальные катастрофические ливни. Сейчас метеорологи чаще используют термин DANA, а «холодная капля» — разговорное название.

Василиса Тальвирская — Присутствие воды
Василиса Тальвирская — Присутствие воды
Василиса Тальвирская — Присутствие воды
Василиса Тальвирская — Присутствие воды
Василиса Тальвирская — Присутствие воды
Василиса Тальвирская — Присутствие воды
Василиса Тальвирская — Присутствие воды
Василиса Тальвирская — Присутствие воды
Василиса Тальвирская — Присутствие воды

Дневник маршрута: холодная капля

20 июля 2025 / 18 км / 6 часов

4:41 

Месяц, +24 

Тревожно из-за маршрута в малознакомый район города, в место перенесшее 9 месяцев назад катастрофу. 

Я вообще справлюсь? Аж тошно…

Слишком темно, но начинать движение позже равно самоубийству из-за жары, плюс треть маршрута лежит через рисовые поля.то есть без намека на тень. 

Восход ожидается в 6:51 

Уже сейчас очень душно. 

04:58 

Боюсь выйти к границам реки

После нескольких попыток стало ясно — там темно и неблагополучно 

05:17 

Еще одна попытка выйти к реке 

Мост ремонтируется, прохода нет — первое встреченное очевидное свидетельство наводнения

05:21 

Первый встречный автобус 

Вообще все очень остро ощущается. звуки кондиционера, запахи мусора и цветов, моя одышка от волнения.

Шорох листвы пальм… все еще слишком темно

05:30 

Вышла к мосту — он новый. Рядом большая куча мусора — еще одно свидетельство наводнения 

Тут же первое присутствие воды на маршруте 

Решаю фиксировать воду на маршруте и отмечать координаты

39,44 172 N 0,45 548 W

5:40 

Первая собака на пути, хорошо что за забором 

*Потом выяснится, что это была первая и последняя, больше собак на маршруте не встречалось

5:43 

Петух 

5:44 

Указатель подсказывает — мой путь номер 1 и он желтый

5:50 

Дорожка не освещается и идет между трассой и ЖД путями, остановилась 

5:56 

Все еще темно. ЖД пути позади… 

Петух и запах хвои. мне кажется тут красиво впервые за час пути… 

но я ничего не вижу

6:01 

Светает или это ощущение из-за фонарей которые появились. не знаю

Теперь я слышу птиц 

6:10 

Выход к руслу реки

То ли птицы, то ли выход к реке, то ли выход в новый район… но мне стало спокойнее

6:20 

Странное присутствие воды … она течет из стены. ее слышно, но не видно 

39,43 594 N 0,43 332 W

6:23 

Розовеет, на удивление тут дует и прохладно, страх отступил и все больше виднеется деталей 

Мысль:  Огораживающая бело-красная лента, словно река 

6:28 

Дрозды, которых раньше не присутствовали или я их не замечала

Громкий хруст сухих листьев под ногами

6:30 

Резко посветлело 

6:39 

Летучие мыши 

Я стала идти медленнее… отвлекаюсь буквально на все 

Резко еще посветлело 

6:42 

Поняла как течет вода из стены которую не было видно

Присутствие воды:

39,43 464 N 0,42 381 W

6:47 

Хочется писать уже минут 5, это как вторжение в спокойствие 

Мысль: На дороге видны следы работы тяжелой техники, словно шрамы от наводнения 

7:10 

Грязь застывшая в деревьях, неожиданное свидетельство наводнения

7:12 

Перекус

*перекус который отправил меня в петлю повтора на маршруте

Запах ЖД путей 

С 6:55 до 7:10 мимо проехало 3 поезда  

Очень торможу …

7:24 

Проехал поезд и тут я поймала себя на мысли, что звук напомнил мне — 

тут долго не ходили поезда.их запустили пару тройку недель назад. 

то есть тут отсутствовал звук проезжающего поезда с момента наводнения

С этого момента фиксирую маршрут на видео. звук стал важным

7:30 

Каждый следующий поезд вызывает мурашки

Сообразила что иду вдоль путей, а не вдоль реки.

7:31

Опять петух, наверно это тот же петух что и был в 5:56.

ведь я у реки и поняла что дала круг, ох

Но может быть не зря. Не переживаю. 

Становится жарче. 

7:47

И осознание 50% заряда телефона, теперь переживаю что дала круг и потеряла время

7:55 

Вернулась к той лавке где был перекус, поезд больше не вызывает мурашек

8:02 

Звук воды 

39,43 161 N 0,41 899 W

8:22 

Чаще встречаю заброшенные и затопленные дома 

8:31 

Присутствие воды: 

39,42 673 N 0,41 387 W

8:36 

Мурашки — желание писать которое методично перебивает все

Мысль: Сорока на запутанном пути 

8:49 

Присутствие воды:

39,42 109 N 0,41 259 W

8:53

Присутствие воды:

39,42 002 N 0,411 050 W

9:02 

Вдоль пересохшей реки — ровное «поле грязи» — +26 — видны горы

Желание писать изматывает

*время терпения 2 часа 15 минут

9:05 

Средний темп 20 мин/км 

Нравится ветер — пугает отсутствие тени  

Радует наличие зонта взятого с собой

9:06 

Присутствие воды:

39,41 294 N 0,40 658 W

9:20 

Запах влажности / влажного помещения, но ближайшее строение в 5-7 метрах от меня

9:52 

Вновь у ЖД путей,  +29

9:49

Присутствие воды:

39,40 489 N 0,39 709 W

10:00 

Колокольный звон и впервые я открыла свой черный зонтик 

Мои мысли свободны от мочи уже минут 20, но теперь мысли о спазмах в животе — болючих, но не голодных. 

Интересно как тело себя ведет, кажется это похоже на сопротивление

10:05 

Вода — бассейн

39,41 106 N 0,39 188 W

10:18  

Я на пустынной парковке среди торговых центров … ветер пока прохладный. 

Ощущение исчезновения … звук машин глухой и он вдалеке, шелест сухих листьев, звук легкого скрипа моего зонта … теперь слышу свои шаги 

Солнце активно жарит, +30

Живот отпустил, теперь спина и стрельба в правую ногу 

11:00 

Принято решение завершить путь

12:39 

По пути домой одолевает разбитое состояние и более глубокое осознание случившегося 

22.07.2025 

Так и не отпускает это разбитое состояние.  

К этому моменту начала работу над видео, поняла что не хватает статичных кадров, пойду еще по первой части маршрута





27 июля 2025 / 22 км / 7 часов

6:43  

Вышла из дома 

Уже болит правая стопа. кажется это плохо

Сильное чувство сопротивления 

Нравится что утро. свежо и свободно 

Желтая ограничительная линия на пути, знак моего пути?

6:58 

Сегодня я еду в первоначальную точку на метро 

Мысль: Путь по станциям на которых я никогда не была

7:13 

Наземная станция метро, восход. 

Теплый солнечный свет проникает в вагон 

7:20 

Я на старте пути 

7:42

Присутствие воды:

39,43 590 N 0,43 330 W

8:10 

Осознание того, что стесняюсь снимать видео при людях, как-будто нужна тишина и отсутствие 

Хочется кушать, но решено сделать это перед рисовыми полями 

Много времени на ожидание и съемку видео 

8:13

Звук поезда

8:31

Присутствие воды:

39,43 160 N 0,41 890 W

8:41 

Запах влажности, затопленного и не подсохшего помещения

Из какого здания идет этот запах непонятно

Присутствие воды:

39,42 970 N 0,41 910 W

8:46 

Запах конфет

9:03 

Резкий цветочный запах тут:

39,42 486 N 0,41 486 W

9:07 

Стала свидетелем разбора семьей мусорки с мебелью, свалка после наводнения на окраине района

9:13 

Перекус 

9:28 

Пахнет тиной 

Лужи

39,42 130 N 0,41 240 W

09:56

Колокольный звон

В русле реки болотце

39,41 300 N 0,40 650 W

10:01 

Становится жарче 

Линии 

10:11 

Некое растение пощекотало меня и я испугалась довольно сильно, 

видимо внутреннее напряжение очень высокое 

Из прошлого путешествия вывод — видишь туалет по пути сходи сразу, не думай что дальше будет еще! 

10:20 

Мысль: период рождения детей зачатых в наводнение

10:30 

Ну вот опять чуть не туда ушла — петля на 10 минут

10:32 

Перед выходом на мост достала мой черный зонт

10:35 

Кладбище — не зашла, время поджимает, скоро адская жара 

10:40 

Период ориентации на местности — многополосное шоссе без перехода на другую сторону, а карты рисуют нереальный путь

Интуитивно начала движение направо по направлению движения на трассе, без особых ожиданий

10:57

Найден проход — узкая дорога под шоссе для одного автомобиля

Деваться некуда, это единственный путь к рисовым полям

Все это держит в нервном тонусе и тревожности

11:02 

Вода и путь ведущий к рисовым полям

39,40 826 N 0,38 116 W

11:14

Каналы с водой

Начало маршрута по бескрайним рисовым полям

39,40 940 N 0,37 570 W

11:35 

Ветер в ушах и запах воды, птицы выпрыгивают из зарослей риса и пугают меня этим

Стрекозы сопровождают 

Птички истерички 

Стрекоза в паутине 

Наблюдаю горы 

Мысль: Я среди большого количества воды

Вода повсюду. поэтому тут укажу присутствие меня среди воды

39,40 490 N 0,36 580 W

11:53 

Битум на насыпной дороге и птички истерички которые словно жалуются на него 

12:05 

Мысль: Тут крайне мало следов наводнения. присутствует один кроссовок увязший в грязи среди воды — свидетель ли?

39,39 276 N 0,35 889 W

12:24 

Начало вот такого пути:

Птицы — горы — ветер — вода — рис — я

12:25 

Птичка истеричка 

6 черных и 1 белый

12:30 

Только помыслила присутствует ли тут рыба. ведь я среди воды.

Как в ту же секунду она была обнаружена… 

39,38 910 N 0,34 910 W

12:38 

Теперь меня сопровождают прыгающие рыбы и мой фокус невольно сместился на них

12:53 

Выход на шоссе и тут нет места для пешехода, машины несутся … 

впереди приличный участок маршрута

Увидела на той стороне дырку в ограждении и заросшую травой дорогу вдоль рисовых полей которая идет параллельно шоссе. 

Я на этой тропе… тут рисовое поле как-будто похуже, чем где я была до этого момента. может быть другой сорт риса или другой период роста

13:06 

Тупик — присутствует бетонная конструкция 2 метра высотой над каналом с водой, слева рисовое поле с водой и непроходимые кусты с колючками —  

переломный момент на пути с размышлением возвращаться ли? делать крюк по шоссе? Жара в самом разгаре.Пекло.

Думать времени нет — забралась на эту конструкцию, перешла по перекладинам и вышла на шоссе где машины несутся не сбавляя скорость, места для пешехода нет

Но отрезок небольшой и это гораздо лучше, если бы я вернулась.

Приободрилась.скоро море и дюны

39,37 549 N 0,33 543 W

13:10 

Рисовые поля позади 

13:25 

Море и дюны. 

Следов наводнения нет или я их не распознаю или не замечаю.

39,37 478 N 0,32 145 W

14:00 

Я буду еще идти какое-то время, но считаю что маршрут мой уже сейчас завершен