Мила Нишатова

Инсталляция: прозрачный параллелепипед из оргстекла 80×150 см 

МИЛА НИШАТОВА 

Время, в котором мы живем, существовало не всегда

«Ты живёшь поверхностями. Твоя глубина — это напластование множества поверхностей, такого множества, что они создают впечатление плотности, однако будь это настоящая плотность, ты бы не выдержал собственного веса».
© Умберто Эко «Маятник Фуко».


До 1998 года мне довелось жить в центре Москвы, напротив доходного дома Кандинского. Тогда, в начале 90-х, мы с друзьями осваивали окрестности, наши мнимые владения. В центре владений неизменно находился заброшенный фонтан в сквере. Мы залезали внутрь, находили в нем следы обитания живых существ, устанавливали свою наивную слежку и чертили карты.

Фонтан в сквере Девичьего поля, в Москве был открыт в 1939 году, уже после окончания конструктивистской эпохи. По одной из версий его проектировали как подземную градирню для военной академии Фрунзе. Фонтан проработал несколько месяцев, после чего пришел в запустение на десятилетия. Несколько раз в нем вылавливали диггеров, случалось, что люди там ночевали, скрывались или совершали дела теневого толка. Самая невероятная история гласит, что там существовал проход в бункер.

Идейно и архитектурно конструктивизму, как и тому, что стало приходить ему на смену, было отведено большое, блистательное будущее. Не успев как следует наступить, это будущее испарилось, вытеснив представление о ценности архитектуры того времени и её утопическом размахе, и долгое время находилось в упадке, пока нас снова не научили его любить в модусе ретроспективности, как памятник саботированного величия. Подобный ход вещей выявил очень неуютный вопрос: как мы решаем для себя, что будем любить сегодня и завтра, и в принципе, решаем ли мы это сами? Каков наш механизм определения подлинности реальности, ее общей целостности? Эти вопросы и стали отправной точкой моего исследования.

Проект приглашает присмотреться к восприятию реальности посредством вплетения в неё онирического нарратива, раскрывая периоды как уже не сбывшегося, так и еще не свершившегося будущего через построение мнимой машины времени, которая охватывает 4 периода: «Пустые земли» 1992 г. / «Портал» 1994 г. / «Сопротивление» 2079 г. / «Санкторум» 2373 г.

Тема субъективного восприятия действительности откровенно не нова, и корень её условно лежит между археологией постправды и сейсмологией парафикции. Моя работа, однако, предлагает взглянуть на процесс через другую оптику — рифму вымышленных времен. Времен, где начало пути к феноменам от «самих вещей» («Пустые земли», «Портал») на противоположной стороне временной линии («Санкторум») выводит нас к той же типологии, только уже из окрепшего феноменологического сознания. 

Тут стоит упомянуть время и как субстанцию: «Любое взятое наугад время становится настоящим. Время — кажимость, противоречащая самой себе», — говорит нам Брэдли*. Он предлагает будущее полностью исключить, а «сейчас» осмыслить как мгновение настоящего, которое канет в прошедшее и растворится в нем.

Итак, машина времени, «взятого наугад».

Соединяясь вместе, эти временные пласты приглашают нас задуматься о возможности ответов на вопросы: «Был ли у нас когда-либо выбор, во что верить?», «Можем ли мы что-то знать, кроме любезно подсвеченного для нас?» и «Отличается ли арсенал для построения вымышленных миров от набора серьезных гипотез научного или археологического характера»?  


* Речь идет о зависимости мыслимого времени от мыслящего субъекта — центральном тезисе Брэдли. (Видимость и реальность. 1893. Гл. XVIII. Bradley F. H. Appearance and Reality. L., 1969. P. 183-185.)

milanishatova.com/

1992–1994 гг

Пустые земли и Портал

Инициация рейнутрией. Когда мне было 8 лет, мы с друзьями по дому играли на стройках в центре города и тайно ели кислую рейнутрию** из соседнего двора, бывшего дома Кандинского. Там-то мы все и сдружились, воображая полузаброшенные обшарпанные конструктивистские строения нашими пустыми землями, где работали особые законы мироздания, не нуждающиеся в пути «назад, к самим вещам». Эти миры, выросшие на месте прошедшего будущего, были исследованы нами заново. Особо пристально нами был изучен фонтан. У каждого было припасено несколько историй, реальных или нет. Однако, подобный вопрос никогда не задавался.

  ** Рейнутрия японская (лат. Reynoutria japonica) — двудомное многолетнее травянистое растение, вид рода Рейнутрия семейства Гречишные (Polygonaceae), дикорастущее, инвазивное. Зеленое, с красными точками на листьях и стебле. Если очистить стебель, внутри обнаруживается полая кислая трубочка. Из-за расцветки и вкуса растение часто путают с ревенем.  

2079–2081 гг 

Сопротивление

Умозрительный эксперимент переносит нас вперед, во все еще обозримое будущее, вероятно, уже поменявшее парадигму мышления.Оказываясь в 2079–2081 годах, почти 90 лет спустя после инициации рейнутрией, мы обнаруживаем следы локально значимых социально-культурных изменений — буквально за пару лет происходит что-то очень важное в жизнях отдельно взятых людей и целого сообщества. Что именно, мы можем лишь догадываться по визуальным свидетельствам.

2373 г 

Санкторум

Умозрительно скользим еще на 3 столетия вперед — достаточный период, чтобы история и прогресс, или же регресс, превратили нынешнюю фиксацию реальности в однобокий миф.В 2373 году на том же самом месте обнаруживаются остатки строений, заросшие рейнутрией. Археологические исследования привычно воссоздают картину быта и мироустройства прошлых столетий через иеротопический дискурс, и место раскопок классифицируется как храмовый комплекс. 

Мила Нишатова
Мила Нишатова
Мила Нишатова
Мила Нишатова
Мила Нишатова
Мила Нишатова
Мила Нишатова
Мила Нишатова
Мила Нишатова
Мила Нишатова
Мила Нишатова
Мила Нишатова

выставка в рамках лаборатории Рабочий рай (по гранту от ГЭС-2)