Олеся Фрич
Олеся Фрич
Олеся Фрич
Олеся Фрич
Олеся Фрич
Олеся Фрич
Олеся Фрич
Олеся Фрич
Олеся Фрич
Олеся Фрич
Олеся Фрич
Олеся Фрич
Олеся Фрич
Олеся Фрич
Олеся Фрич
Олеся Фрич
Олеся Фрич
Олеся Фрич
Олеся Фрич
Олеся Фрич
Олеся Фрич

ОЛЕСЯ ФРИЧ 

Бестиарий города Че

Городские прогулки и изучение локальной истории позволяют открывать знакомые места заново. А художественные методы дают разнообразие для визуализации новых интерпретаций. Одной из тем является исследования Екатеринбурга, как города в котором я живу. 

В современном городском пространстве можно наблюдать пересечение различных темпоральных путей. Согласно концепции Нора о «местах памяти», в любом городе можно определить своеобразные точки соприкосновения, в которых формируется память общества. В этой ситуации можно усмотреть как связь так и принципиальные различия с предыдущими эпохами. Одной из таких территорий в Екатеринбурге, по моему мнению, является конструктивистский «Городок чекистов». Это неофициальное название жилого комбината НКВД, построенного в 30 е годы  для работников и обслуживающего персонала секретных служб.     

Исследуя территорию Городка и погружаясь в его историю я обнаружила связь с Средневековьем. И не только потому что пространственно-рациональная организации городка напоминает средневековые замки. Долгое время это статусное место в самом центре города, закрытое от посторонних зубчатыми стенами домов-корпусов было показательным в бытовом плане, но наполненным мифами и легендами, связанные с локацией, условиями и порядками жизни. И даже сейчас жители-старожилы неохотно делятся знаниями, сохраняя местную тайну.

Стержнем культуры периода Средневековья (12-14 века н. э.) было религиозное мировоззрение, в котором все обосновывалось ссылками на господство сверхъестественного над материальным миром. Аллегории и мифы пронизывали все сферы и являлись реальностью. Основанием для этого всегда становится человеческая история. Означающее мифа двулико. Между смыслом и формой не возникало противоречий. Он воспринимался как система фактов.

Оформляя свои размышления и исследования территории в художественную форму, я решила, что больше всего для описания мифологии этого места подойдет формат средневекового бестиария, когда богато иллюстрированные книги о животных были очень популярны. Однако, тогда авторов интересовали не столько реальные повадки того или иного зверя, сколько его духовные свойства ради проведения разных аналогий с человеческой жизнью.

В «Бестиарий города Че» взяв за основу различную информацию (найденную в интернете, литературе, из разговоров исследователей и экскурсоводов) я стараюсь выстроить сюжетную цепочку мифологии как этого места, так и других схожих с ним. 

По версии одной из легенд городка считается, что весь облик комплекса символизирует советскую власть. Гостиница — серп, дворец культуры — молот, а жилые корпуса — знамена революции. Но архитекторы города данный миф не подтвердили.

Или, например, слухи о том, что в каждой квартире были установлены подслушивающие устройства, которые якобы находились новыми жильцами во время последующих ремонтов. 

В истории о привидениях и паранормальных явлениях, происходящих здесь по ночам и могильной сырости от дверей, ведущих в подвалы домов, потому что предположительно в 70–80-е годы XVIII века на этом месте находилось кладбище сложно поверить, так как сырость отнюдь не кладбищенское наследие. Комплекс находится в удручающем состоянии. С момента его основания, а это на сегодня уже почти сто лет, не было ни одной капитальной реставрации, хотя комплекс внесен в реестр архитектурных памятников как яркий образец советского конструктивизма.  

А разговоры о том, что существует чуть ли не подземный город с огромными тоннелями, железной дорогой проверить невозможно, поскольку оригинальной документации нет в общем доступе или она не сохранилась.

Сегодняшнее мифотворчество — распространение фейков, можно назвать основой всего информационного мира. Фейки, в отличии от мифологии, простой лжи или сочинительства провозглашают новую реальность, которая оправдывает те или иные события. Создается не просто какой-либо миф, а множество сквозных, которые визуализируют несуществующую действительность нового порядка. 

fricholesya.art/

выставка в рамках лаборатории Рабочий рай (по гранту от ГЭС-2)