Городские прогулки и изучение локальной истории позволяют открывать знакомые места заново. А художественные методы дают разнообразие для визуализации новых интерпретаций. Одной из тем является исследования Екатеринбурга, как города в котором я живу.
В современном городском пространстве можно наблюдать пересечение различных темпоральных путей. Согласно концепции Нора о «местах памяти», в любом городе можно определить своеобразные точки соприкосновения, в которых формируется память общества. В этой ситуации можно усмотреть как связь так и принципиальные различия с предыдущими эпохами. Одной из таких территорий в Екатеринбурге, по моему мнению, является конструктивистский «Городок чекистов». Это неофициальное название жилого комбината НКВД, построенного в 30 е годы для работников и обслуживающего персонала секретных служб.
Исследуя территорию Городка и погружаясь в его историю я обнаружила связь с Средневековьем. И не только потому что пространственно-рациональная организации городка напоминает средневековые замки. Долгое время это статусное место в самом центре города, закрытое от посторонних зубчатыми стенами домов-корпусов было показательным в бытовом плане, но наполненным мифами и легендами, связанные с локацией, условиями и порядками жизни. И даже сейчас жители-старожилы неохотно делятся знаниями, сохраняя местную тайну.
Стержнем культуры периода Средневековья (12-14 века н. э.) было религиозное мировоззрение, в котором все обосновывалось ссылками на господство сверхъестественного над материальным миром. Аллегории и мифы пронизывали все сферы и являлись реальностью. Основанием для этого всегда становится человеческая история. Означающее мифа двулико. Между смыслом и формой не возникало противоречий. Он воспринимался как система фактов.
Оформляя свои размышления и исследования территории в художественную форму, я решила, что больше всего для описания мифологии этого места подойдет формат средневекового бестиария, когда богато иллюстрированные книги о животных были очень популярны. Однако, тогда авторов интересовали не столько реальные повадки того или иного зверя, сколько его духовные свойства ради проведения разных аналогий с человеческой жизнью.
В «Бестиарий города Че» взяв за основу различную информацию (найденную в интернете, литературе, из разговоров исследователей и экскурсоводов) я стараюсь выстроить сюжетную цепочку мифологии как этого места, так и других схожих с ним.
По версии одной из легенд городка считается, что весь облик комплекса символизирует советскую власть. Гостиница — серп, дворец культуры — молот, а жилые корпуса — знамена революции. Но архитекторы города данный миф не подтвердили.
Или, например, слухи о том, что в каждой квартире были установлены подслушивающие устройства, которые якобы находились новыми жильцами во время последующих ремонтов.
В истории о привидениях и паранормальных явлениях, происходящих здесь по ночам и могильной сырости от дверей, ведущих в подвалы домов, потому что предположительно в 70–80-е годы XVIII века на этом месте находилось кладбище сложно поверить, так как сырость отнюдь не кладбищенское наследие. Комплекс находится в удручающем состоянии. С момента его основания, а это на сегодня уже почти сто лет, не было ни одной капитальной реставрации, хотя комплекс внесен в реестр архитектурных памятников как яркий образец советского конструктивизма.
А разговоры о том, что существует чуть ли не подземный город с огромными тоннелями, железной дорогой проверить невозможно, поскольку оригинальной документации нет в общем доступе или она не сохранилась.
Сегодняшнее мифотворчество — распространение фейков, можно назвать основой всего информационного мира. Фейки, в отличии от мифологии, простой лжи или сочинительства провозглашают новую реальность, которая оправдывает те или иные события. Создается не просто какой-либо миф, а множество сквозных, которые визуализируют несуществующую действительность нового порядка.