ЮЛЯ ТОМИЛИНА 

В саду

Мечты о райском саде завораживали людей на протяжении веков. Но он всегда оставался неуловим, оказываясь то в недостижимом прошлом, то в далеком будущем, и никогда в настоящем. Нависшая над садом «Београд башта» угроза точечной застройки, заставила меня задуматься: не теряем ли мы, ослепленные мечтой о саде райском, сад, что разбит в соседнем дворе? … А что если это он и есть, тот самый райский сад, а нам всего лишь то и надо — получше присмотреться? 

Поскольку это вопрос не столько остроты зрения, сколько его угла, в попытке разглядеть в «обычном» саду сад райский я обратилась к современной философии. Объектно-ориентированная онтология говорит о бесконечности всего вокруг, в том числе и сада. Бесконечность в данном случае величина не темпоральная, речь о множестве подходов к вещам, окружающим нас. Эта идея, словно фонарик, сменивший положение, подсвечивает мир с другой стороны: другими предстают не только объекты на территории сада, но и рождающиеся в саду мысли, время проведенное в саду, границы сад очерчивающие, и, наконец, сама я, с садом взаимодействующая. 

На карте «Београд башты» я попыталась отразить то, как изменился мой взгляд на сад. Привычные для картографии обозначения дорожек и скамеек поросли отпечатками листьев, шишек и моих пальцев; воздушное пространство над садом заполнилось курсивом мыслей. На обратной стороне карты я разместила небольшие справки о деревьях. Эти тексты дополнены вопросами, ответов на которые я не знаю, но над которыми предлагаю поразмышлять вместе.и, может быть, перед нами предстанет наконец тот самый заветный райский сад.

Юля Томилина
Юля Томилина
Юля Томилина
Юля Томилина
Юля Томилина
Юля Томилина
Юля Томилина

(Вопросы-задания):


1. Липа. У входа в сад растут две старые Липы. Посмотрев на эти деревья романтическим взглядом, можно увидеть в них огромных стражей, неустанно следящих за входом. Внутри, в саду, нам ничего не грозит, мы под защитой. Чувство защищенности важно не только людям. В глубоких трещинах коры деревьев находят приют множество существ. Для насекомых, например, это место, где можно отдохнуть, спрятаться от голодных хищников, жары или дождя. Подойдите поближе к одной из лип. Выберите себе трещинку по душе и по погоде. Теперь вы в безопасности. 

2. Тис. Живописный образ Тиса обязательно включает ярко-красные ягоды. Для человека они ядовиты, но выглядят красиво. Красных  ягод на Тисе в «Београд баште» вы не увидите. Оба дерева — мужские особи, а ближайшее женское дерево находится за две улицы отсюда (Гвоздичева, 3). Пыльца на шишках Тиса появляется каждый год. Ветер подхватывает её, но преодолеть плотную застройку и достичь женской особи ей вряд ли когда-либо удастся. Поэтому и на женском тисе ягод не ищите. А лучше посмотрите на слоящуюся красную кору, она тоже достойна внимания.

3. Кедр. С точки зрения человека, Кедр не должен быть отмечен на карте, потому что растет не в «Београд баште», а в соседнем дворе. Отрицать границу не имеет смысла: дерево отгорожено от остальных стеной. Но давайте присмотримся к этому ограждению из кирпича и цемента. Есть ли кедру до него дело? Широкие лапы-ветки с подвешенными на них пухлыми шишками свободно свисают над садом, никак не ограниченные забором. Корни Кедра тоже вполне могли пробиться сквозь толщи земли и песка и теперь соприкасаться с корнями садовых Лип или Ореха. Возможно именно сейчас, они абсолютно незаметно для нас передают друг другу полезные вещества и важные сообщения. Загляните под землю. Какой выглядит карта подземного сада? Есть ли у него границы? Как расположились дорожки, связи и пересечения?

4. Орех. Говоря о садовниках, люди в первую очередь подразумевают людей. Но в организации садового пространства участвуем далеко не только мы. Если присмотреться  к деревьям Грецкого ореха в саду, то можно заметить, что некоторые из них растут буквально из стен — верный признак того, что дерево посадил не человек. С большой вероятностью, это могла быть, например, ворона, обронившая или припрятавшая созревший плод Ореха у стены. Сам Грецкий орех тоже садоводит. В его плодах и листьях содержится вещество юглон, которое, попадая в землю, действует как своего рода природный гербицид. Так Орех не даёт расти рядом с собой другим растениям, он очевидно предпочитает простор в саду. А вам в каком саду хотелось бы жить: заросшем или пустынном, заболоченном или, может быть, в саду камней?

5. Тутовое дерево. Многое из того, что нас окружает, сделано растениями или из них. Из тутового дерева (шелковицы) производят стулья, столы, шкафы и другую мебель, музыкальные инструменты, рукоятки ножей, столовые приборы, луки и стрелы, половую доску и строительные панели, кисти и другие художественные инструменты. Мы носим одежду из тутового шелка. Его производят тутовые шелкопряды, питающиеся исключительно листьями тутового дерева. Сочные вытянутые плоды туты люди едят свежими, запекают в пирогах, а еще из них делают настойку и пьют. Подойдите к шелковице поближе, воздух, которым вы дышите тоже из дерева. Забыть о взаимосвязях легко, потому что трансформируясь дерево перестает быть похожим на себя: нити-связи в нашем сознании рвутся, а границы кажутся очевидными. Но такие ли они на самом деле четкие, эти границы? Есть ли они вообще? Сорвите ягодку туты и пустите дерево в себя. 

6. Берёза. Березу легко узнать по белой коре. А вот черные пятна на стволе часто остаются обделенными вниманием. Нашим предкам же дерево представлялось именно черно-белым: с одной стороны, верили, что Берёза — дерево оберег: берёзовые веники и берестяные амулеты защищали от проклятий и наговоров; с другой — Берёза считалась деревом нечисти: на её ветвях часто видели чертей и русалок. Кажется, Берёза могла бы стать чем-то вроде русского инь яна: моделью сущего, в которой противоположности взаимодополняют друг друга, а целью существования становится баланс этих противоположностей. Разглядывая ствол Берёзы, вы принимаете в ней как белое, так и чёрное?

7. Сосна. Дерево, особенно городское, часто рассматривается с точки зрения пользы, которую оно имеет для экосистемы. Чуть реже вспоминают, о том, что любое дерево само является экосистемой в себе. Так, например, сосна — целый мир для различных существ: насекомых, лишайников, микроорганизмов, птиц. Развлекаясь с масштабами можно попробовать задействовать и четвертое измерение — известно, что в капле затвердевшей сосновой смолы может сохраниться, например, комар или другое насекомое, которое в свою очередь также является экосистемой, стечением и пересечением миров и взаимосвязей. Как думаете, через сколько «рукопожатий» от сосны вы находитесь каждый день своей повседневной жизни? 

8. 11. Клен. В саду растут два вида Клена, Клен Ясенелистный (Acer negundo) и Клен Платановидный (Acer platanoides), оба принадлежат к роду Клен (Acer). Первый называется Ясенелистным, потому что его листья больше похожи на листья Ясеня (Fraxinus), чем на листья Клёна. Второй — Платановидным, потому что его листья напоминают листья Платана (Platanus). При этом узнаваемая пятилопастная форма листа у многих ассоциируется в первую очередь именно с Клёном, а не с Платаном. Ранее Клен относился к семейству Кленовые (Aceraceae), но в результате современных ботанических исследований и пересмотра классификаций, семейство Кленовых было объединено с семейством Сапиндовых (Sapindaceae). Поэтому сейчас Клены находятся в составе семейства Сапиндовых, а вот семейство Кленовые (Aceraceae) пропало из научной классификации. Кто ты и что (или кто) делает тебя Кленом? Важно ли отличать Клен от не Клена или от другого Клена? Остается ли Клен Кленом, если семейства Кленовые больше нет?

9. Ель. Сербская ель ценится в ландшафтном дизайне за узкую и стройную крону. Ель в саду «Београд башта» совсем не отвечает стандартам красоты: большая часть ствола в каких-то проплешинах. Если подойти ближе, то можно догадаться о причинах — дерево служило опорой своему зеленому товарищу, а может даже родственнику — другому дереву — пока его не спилили. Остаток тела соседа до сих пор весит на ели. На такую поддержку должно быть ушло много сил. Если бы вам предоставили возможность решать судьбу сада, вы бы спилили плешивую ель или оставили ее жить в саду?

10. Айлант. Айлант привезен из Азии в Европу одним французским иезуитом в 18 веке. Тогда это не казалось плохой идеей, но вскоре выяснилось, что условия здесь намного лучше, и Айлант, быстро сориентировавшись, начал вытеснять локальные виды. Сегодня он считается инвазивным, и никто уже не вспоминает, как именно Айлант оказался в этой части света. Надо ли делать что-то с деревом в этой ситуации? Или мы уже достаточно сделали? 

12. Гинко. (Черновик) Сколько лет Гинко в саду «Београд Башты» точно неизвестно, но в среднем это дерево в городской среде может прожить от 100 до 300 лет, в лесу — около 1000. Вид — Гинко Бальбоа — существует еще со времен динозавров, то есть на протяжении более 250 000 000 лет. Чем больше цифра, тем сложнее ее воспринимать людям, особенно, если речь идет о времени. Время в нашем понимании на поверку оказывается понятием одновременно поддающимся исчислению, но ускользающим, растяжимым, но ограниченным, линейным, но скачкообразным. Почувствовать как ощущают время другие виды нам не дано. Но попробуем принять относительность времени, перенеся наше, человеческое, его восприятие на Гинко в Београд Баште. Сколько поколений людей — пьющих в саду чай, аплодирующих актерам на сцене, увлеченно смотрящих фильм, ищущих забвения, гуляющих с собакой… — видел этот Гинко? Или, может, мы все для него на одно лицо?

выставка в рамках лаборатории Рабочий рай (по гранту от ГЭС-2)