Wall берет интервью у критиков, фотографов, художников и кураторов, чье мнение и опыт нам глубоко не безразличны.
Алина Халитова (Alina Khalitova) художница, участница группы ''Паразит'', куратор. Живет и работает в Лондоне.
Екатерина Васильева (куратор, преподователь, редактор Wall) — Выход из коллектива ''Паразит'' в самостоятельное плавание — это бунт или естественное течение событий?
Как на тебя как на художницу повлияло участие в художественном коллективе Паразит?
Алина Халитова (Alina Khalitova) — Когда я писала про то, что я «выходец из Паразита», я имела в виду, что моя выставочная деятельность началась с ними. Я до сих пор член Паразита, и стараюсь максимально раздвигать границы его географические. В этом году книгу «PARAZIT: между ПУХТО и Эрмитажем» получилось разместить на книжной полке главного оплота русской культуры в Лондоне — в Пушкин Хаузе, а также эта книга была представлена на самой крупной книжном ярмарке по современному Offprint London 2023, которая проходила в знаменитом Тейт Модерн. Я до сих пор очень активно участвую в выставках Паразита. У меня нет возможности участвовать во всех, но в крупных проектах — да. Хотя мне как автору всегда казалось, что самая классная работа происходит тогда внутри коллектива, когда проходят частные маленькие, «корридорные», выставки. Я бы их назвала лабораторными, потому что там случается настоящая алхимия. Градус пафоса снижен из-за масштаба мероприятия, и это просто такая профессиональная встреча с коллегами, на которой обсуждаются работы. Я думаю, в этих встречах и их регулярности заложен успех Паразита.
Участие в коллективе — это бесценный опыт. Я становилась как автор рядом с такими художниками как Вера Светлова, Семен Мотолянец, Шишкин-Хокусай, Козин и Керим Рагимов. Я старалась ловить каждое их слово и рассуждение об искусстве. Следила внимательно как за тем как проходил процесс от кураторской задумки выставки к реализации работ и воплощению задуманного в выставочном пространстве. Это словно закончить магистратуру по современному искусству, получив знания от самых первоклассных людей в индустрии. Только вместо теории, у меня была практика нон-стоп. Ещё это меня научило работать в команде и мыслить понятием «мы».



ЕВ — Расскажи пожалуйста про твою персональную выставку «1×1=1, которая проходила с 2.09 по 26.09.2019 в КунстВитрине организованную Тимуром Мусаевым-Каган
АХ — Мне
пространство Тимура нравилось больше всех в городе, потому что оно находилось
на грани выставочного пространства и публичного. Это очень меня привлекло,
потому что мои работы очень часто сайт-специфичны. Когда Тимур предложил там
сделать выставку, я была в полном восторге от такой возможности. Мое
воображение одна идея перебивала другую. Пока не случилась заветная «эврика» и
я поняла, что нашла идеальную формулу для работы. КунстВитрина — это очень
большое витринное пространство библиотеки, в котором проводятся выставки
современного искусства. Зрителями этих выставок являются все прохожие, что
скорее роднит его с публичным искусством. Я несколько раз приезжала посмотреть
на него и на то, как это работает со зрителем. Я очень люблю и в работах
элемент неожиданности, но не китчевой, а очень деликатной. Как хороший анекдот,
который не сразу понятен, но когда доходит суть — ты в восхищении от остроумия.
Вот этот маленький интимный момент прозрения, которое переживает зритель —
самое ценное для меня. Ради этого переживания я создала фотоинсталляцию
размером в 80 кв м.



ЕВ — Нужны ли Лондону русские художники? Сложилось ли у тебя ощущения присутствия в этой среде?
АХ — Мне сложно сказать нужны ли Лондону русские художники. Я бы не стала так обобщать. Думаю, что если художник хороший, он будет востребован. Художник это ведь не всегда только про талант. Это и про умение работать с галеристами, и вообще всеми институтами современного искусства, маркетинг, PR, и просто везение. Среди частных покупок у меня только русские коллекционеры пока, но за это время здесь мои работы также приобретали в свои коллекции компании Jerboa (ЮК) и Bezant (Кипр). В целом город предоставляет много возможностей и это прям головокружительное ощущение, когда начинаешь осознавать насколько их много. С толикой трудолюбия и хорошими манерами многие двери здесь открываются.
ЕВ — Твоя тема интереса — это стык концептуального искусства и NFT. Поясни пожалуйста почему и сделала ли ты здесь какие-то личные открытия.
АХ — Я не сразу пришла к NFT. Когда был хайп NFT в том году, он активно присутствовал в моем информационном поле, и я решила исследовать его, так родились две мои исследовательские статьи, на тему о влиянии NFT и блокчейна на индустрию искусства, и вторая — об эволюция концептуального искусства от традиционных художественных форм к NFT. Сейчас, после рождения этих новых технологий, ажиотаж вокруг них поутих и можно спокойно оценить, что именно эта технология может дать искусству, и как ее возможно использовать.
Я не ожидаю в будущем таких молниеносных миллионеров за ночь, как это случилось с некоторыми художниками в момент хайпа. Там скорее сработали маркетологи новых NFT маркетплейсов. На разработку и поддержание среднего по масштабу такого проекта уходит сотни тысяч долларов, и вложения исчисляются миллионами, если это крупный маркетплейс.
Мне всегда было интересно немного эфемерное воплощение искусства, поэтому я начала для себя прощупывать мостики между природой концептуального искусства и NFT. На данный момент очень многие успешные NFT авторы сконцентрированы на финансовых трюках, которые позволяют совершить технологии блокчейна, но я уверена, что все больше и больше художников будет открывать для себя возможности NFT и реализовывать их в своем творчестве. Концептуальное искусство, которое сосредотачивается на идее или концепции, стоящей за работой, а не на её эстетической или материальной форме, может находить уникальное выражение в мире NFT.
NFT позволяют художникам токенизировать свои концепции или идеи. Это означает, что покупается и продается не физический объект, а идея, стоящая за произведением искусства. Это особенно подходит для концептуального искусства, где основное внимание уделяется концепции. Также, NFT часто связаны с смарт контрактами на блокчейне. Эти контракты могут включать конкретные детали о произведении искусства, такие как права художника, роялти от будущих продаж и подлинность идеи. Это критически важно для концептуального искусства, где первостепенное значение имеет оригинальность концепции. Некоторые концептуальные арт-объекты NFT включают интерактивные элементы или требуют участия аудитории.
Это может
быть облегчено с помощью технологии блокчейн, где действия, предпринятые
аудиторией, могут быть записаны и стать частью самого произведения искусства.
NFT позволяют художникам напрямую обращаться к глобальной аудитории, минуя
галереи или традиционные художественные институты. Эта демократизация хорошо
сочетается с этикой многих концептуальных художников, которые часто стремятся
бросить вызов традиционным иерархиям и системам в искусстве. NFT предоставляют
способ сохранения и аутентификации концептуального искусства, что особенно
подходит концептуальному искусству из-за его часто эфемерного характера.
Благодаря блокчейну происхождение и история концептуальной идеи могут быть
надежно записаны.
ЕВ — Твои планы на будущее. Будут ли они так или иначе связаны с Россией. И если нет то почему.
АХ — Я планирую
включиться в американский рынок NFT, так как он
самый масштабный на данный момент, и самый развитый. США часто рассматриваются
как лидер в области технологических инноваций, включая криптовалюты и блокчейн.
Как концептуальный художник, я могу воспользоваться этой экосистемой для продвижения
своих NFT искусств. Америка также предоставляет уникальную возможность
взаимодействия с богатым и разнообразным искусствоведческим и культурным
сообществом. В штатах собралось множество критиков, кураторов и исследователей,
которые могут проявить живой интерес к концептуальному искусству. Из моего
опыта становится ясно, что это может оказаться важным фактором для
концептуального художника, так как искусство, которым я занимаюсь, является
передовым, а не традиционным.
Что
касается России, я очень хочу оставаться активным членом группы Паразит, и буду
максимально стараться помогать ребятам быть увиденными и услышанными в тех
местах, где буду обитать сама.
ЕВ — Три выставки которые произвели на тебя самое большое впечатление и почему? Поставь пожалуйста ссылки.
АХ — По большей части меня больше всего вдохновили те выставки, на которых можно было вживую увидеть и внимательно близко рассмотреть работы мастодонтов искусства. Среди них:
Francis Bacon: Man and Beast
29 January — 17 April 2022
Main Galleries, Burlington House,
Royal Academy of Arts
Исследуйте
глубокие и трогательные картины Фрэнсиса Бэкона, где грань между человеком и
животным постоянно размывается, напоминая нам, что наши первобытные инстинкты
лежат всего лишь под поверхностью.
Фрэнсис
Бэкон, художник, родившийся в Ирландии, был сыном заводчика лошадей и стал
одним из самых важных художников 20-го века.
Открыто
признавшись в своей гомосексуальности в то время, когда гомосексуальные
отношения были незаконными, он был изгнан из консервативного семейного дома
отцом в 16 лет. После этого он бродил по Берлину и Парижу, прежде чем
устроиться в Лондоне, период его формирования совпал с некоторыми из наиболее
потрясающих событий 20-го века.
Эта
мощная выставка сосредотачивается на неизменной фасцинации Бэкона животными:
как это формировало его подход к человеческому телу и исказило его; как его
фигуры, попавшие в самые крайние моменты существования, едва узнаваемы как
человеческие или животные.
Также
исследуется, как Бэкон был очарован движениями животных, наблюдая за ними в
дикой природе во время поездок в Южную Африку; наполняя свою студию книгами о
животных и постоянно обращаясь к фотографиям Эдварда Майбриджа 19-го века,
изображающим людей и животных в движении. Будь то шимпанзе, быки, собаки или
хищные птицы, Бэкон чувствовал, что он мог бы ближе понять истинную природу
человека, наблюдая за неудержимым поведением животных.
Охватывая
50-летнюю карьеру Бэкона, выставка включает в себя некоторые из его самых
ранних работ и его последнюю картину, а также три картины с бойней быков,
которые будут впервые представлены вместе.
Вместе
рассматривая эти сырые выражения тревожности и инстинкта — как животного, так и
человеческого — они ощущаются актуальными и глубокими и сегодня.
PHOTO LONDON
Я очень люблю посещать это ежегодное мероприятие в первую очередь за то,
что можно вживую увидеть таких авторов как Sebastião Salgado. Выставка представляет лучшие исторические и
винтажные работы, а также выделяет новые перспективы в фотографии. Вместе с
выбором ведущих мировых фотогалерей и дилеров, раздел Discovery Photo London
посвящен наиболее захватывающим галереям и художникам-новичкам. И здорово,
например, было в этом году на всех рекламах кофе Lavazzo работы автора,
представленного в этом отделении. Помимо самой выставки, Photo London регулярно
организует Pre-Fair Talks, затрагивающие искусство, рынок и знание в области
фотографии, и выступает как катализатор для динамичного фотографического
сообщества Лондона, с участием крупных институтов, аукционных домов, галерей и
родившихся творческих сообществ на Вест Энде и в Южном Лондоне, представляя
серию Сателлитных Мероприятий.
Еще одна ежегодная выставка, где
можно посмотреть совсем новые имена и темы в искусстве:
Summer Exhibition 2023
13 June — 20 August 2023
Main Galleries | Burlington House
Это
летняя Выставка, проводимая без перерыва с 1769 года, на который представлены
работы учеников и выпускников Королевской Академии Искусств. Большинство работ
доступны для покупки, и продажи с Летней Выставки поддерживают
художников-участников и благотворительную деятельность Королевской Академии,
включая подготовку следующего поколения художников в Школах Королевской
Академии, которая бесплатна для учащихся. Когда приходишь на эту выставку через
пару недель — большая часть экспонатов уже отмечена заветной красной точкой,
как проданная работа.


