Wall берет интервью у критиков, фотографов, художников и кураторов, чье мнение и опыт нам глубоко не безразличны.
Анна Заведий — куратор, руководитель специальных программ ГЦСИ в Санкт-Петербурге.
Живет и работает в Санкт-Петербурге.
Екатерина Васильева — Аня, спасибо, что согласилась ответить на мои вопросы для Wall. Мы познакомились с тобой лично, когда этой зимой в декабре 2019 года я работала в резиденции в Кронштадте, куратором которой ты являешься последние два года. И первый вопрос, который я бы хотела тебе задать: Что сегодня происходит в резиденции с учетом карантина? Переносятся ли визиты художников на следующий год? И тогда получается, что нового open call не будет?
Анна Заведий — Катя, приветствую! Рада нашему знакомству и возможности ответить на вопросы. Резиденция ГЦСИ в Кронштадте сейчас переживает нелегкий период, и он начался еще до объявления карантина, отмены массовых мероприятий и т. д. Ты фактически была одним из последних наших резидентов, так как с января 2020 года здание, где располагается резиденция, необходимо было переоформить на Пушкинский Музей, то есть отчуждить от РОСИЗО, пройти все бюрократические круги ада с проверками, сверкой с планами, и прочее. Мы хотели успеть это сделать как можно быстрее, чтобы остаться в графике, но началась пандемия. Первым делом, мы написали письма всем иностранцам с предложением о переносе сроков резиденции на следующий год, что означает, что конкурс на 2021 год объявлен не будет — нам надо выполнить обязательства по прошлому году. Надеюсь, это станет возможным, и мы не потеряем иностранных художников.
ЕВ — И второй вопрос: Почему, по твоему мнению, один художник нацелен на результат в резиденции, а другой — на медитативный процесс? Как ты отнесешься к тому, если выбранный художник не сможет довести свою мысль, заявленную в заявке, до логического завершения (с учетом того, что она конечно чаще всего трансформируется)?
АЗ — Здесь ответ, на мой взгляд, очень простой: разные цели у разных художников формируются потому, что они разные люди☺ Как ни странно, многие молодые художники чувствуют себя частью рынка и приезжают с желанием сделать выставку — это строчка в cv, портфолио, часть художественного процесса, так необходимого им, чтобы двигаться вперед. Они понимают — выставка в институции или при ее поддержке — это гарант будущих возможностей.
Леонард Мюллнер, «Как исчезать», FFTN, апрель 2019
Я как куратор резиденции никогда не настаиваю на результате. Первым делом мы знакомимся с художником, я стараюсь слушать и понимать, что ему/ей действительно важно сейчас. Если важно поработать, отснять материал для будущего кино, провести исследование, мы скорее всего ограничимся артист-током в конце срока резиденции, где художник рассказывает про свою предшествующую практику, про проект над которым работает сейчас. Так, например, зимой Устина Яковлева и Сильвия Явен (Финляндия) встретились в резиденции, фактически первый раз увидели друг друга, чтобы впоследствии сделать совместный проект. В других случаях у художника присутствует четкое намерение сделать выставку в Санкт-Петербурге, и я обычно прикладываю все свои усилия, чтобы она произошла: на площадке ГЦСИ или в дружественных локациях.
ЕВ — Почему ты выбрала современное искусство? Какие из медиумов в художественной практике авторов, с которыми ты работаешь, тебя больше всего вдохновляют и почему?
АЗ — Личные вопросы всегда даются не очень просто. Надо прямо останавливаться, делать вдох-выдох и вспоминать свои основы, первые решения, «движения души» в эту сторону, и главное всегда задавать вопрос, зачем ты делаешь то, что делаешь? Или даже, что ты вообще делаешь? Классно то, что ответы всегда разные, но их точно объединяет одно: понимание того, что ничем другим ты заниматься не хочешь.
Для меня область, в которой я работаю, объединяет все то парадоксально разное, что лет 10 назад мне казалось абсолютно несовместимым. Помню, как в Смольном, проходя процесс модерации (когда поле 2-х первых курсов ты выбираешь область специализации) я сомневалась между программами «история искусств», когнитивными исследованиями и философией. В современном искусстве можно реализовать все эти интересы. Куратор занимается и ресерчем, анализом (как ученый) и придумывает (как писатель или художник), но он не тот и не другой — и это немного смешно. Помимо самой деятельности, мне важны люди: я восхищаюсь умом больших кураторов и философов, сложносочиненности художественного восприятия — люблю, когда художники делятся идеями — некоторые из них захватывают, влияют на меня и позволяют не останавливаться. Такое бесконечное щекотание мозга. Что касается медиумов, четких предпочтений сейчас уже нет. Мне интересно то, что современно по своей сути, значит осмысляет что-то очень сегодняшнее: технологии, кризис гуманизма, анимализм, мистицизм.
ЕВ — Можешь ли поделиться своим мнением и впечатлением о «Манифесте 10», которая проходила в Санкт — Петербурге? Какие события произошли в Петербурге за последние годы, сравнимые с ней?
АЗ — «Манифеста 10» — бомба и мать моя родная. Это было летом 2014 года, я тогда училась на 1 курсе магистратуры и мне удалось устроиться работать туда медиатором. Помню эти многоступенчатые отборы, волнение, толпы туристов, жаркое бесконечное лето. Манифеста пришла как большая отлаженная машина и пыталась встроиться в совсем еще небиеннальный неподготовленный город, поэтому были некоторые сложности и с городской рекламой, и с посещением Эрмитажа и т д. Но несмотря на это, биеннале показала всем причастным, а их было очень много (команда, кураторы параллельной, специальной программы, участники школ, воркшопов, посетители арт-медиаций, широкая аудитория и т. д.) европейский масштаб мероприятия — манифеста вписывалась везде, выходила на улицу к зрителю, участвовала во всех летних фестивалях. Манифеста хотела быть понятной и объяснить себя людям.
Не думаю, что в Петербурге были за последнее время похожие мероприятия.
каталог Манифеста 10 — https://issuu.com/manifesta10/docs/catalogue_rus_final
Манифеста 10
ЕВ — Видела ли ты условно идеальную мастерскую художника, по твоему мнению? Если да, то чью и какие компоненты ей должны соответствовать?
АЗ — У меня нет такого критерия — идеальная мастерская художника. Это какая: взятая из романтических фантазий о художнике как проводнике музы? Художник — человек, и его мастерская — это место его работы, интимное, свое, возможно даже укромное. Мне нравится, как человек производит вокруг себя эстетический хаос — у каждого он специфичный, оттого все мастерские прекрасны. В Петербурге очень уютная мастерская у Аси Маракулиной.
ЕВ — Расскажи, пожалуйста, про концепцию выставки и кто придумал такое название ''Посмотри наверх, падает небо'', куратором которой ты была в галерее MYTH.
АЗ — Это очень обширный вопрос, для отдельного интервью, мне кажется. В двух словах, выставка была про то, чтобы присматриваться ко всему, что видишь, применяя разную оптику от микро до мегамасштабов, и оставаться человеком. Название заимствовано мной из статьи молодого аргентинского мыслителя: Look Above, the Sky is Falling. Статья вообще об апокалипсисе. И сегодня я даже кажусь себе сама немного Вангой. Но думаю, предчувствие кризиса витало в воздухе, надо было только глаза поднять, как я и советовала в названии))
Анна Заведий на фоне работ Алины Глазун. Выставка ''Посмотри наверх, падает небо''. Галерея MYTH. Куратор Анна Заведий фото: MYTH Gallery
ЕВ — Я понимаю, что пока рано спрашивать про возможные сценарии развития нового проекта ''Интервал'', в котором ты являешься одним из кураторов, но я послушала две встречи, которые вы организовывали, и хотела спросить у тебя: «Неужели современный художник такой инфантильный, что требуется объяснять ему так много моментов про его продвижение и последовательность любых шагов»?
АЗ — Думаю, что Interval, в том числе, существует для того, чтобы развить инфраструктуру. Многие художники, которые еще не учились в специализированных школах, не ездили в резиденции, не получили международного опыта, нуждаются в советах.
ЕВ — Следуешь ли ты только своей интуиции и сфере интересов при отборе художников в этом конкурсе или все-таки еще ориентируешься на некоторые тенденции, свойственные нашему времени? И если даже нет (про тенденции), можешь ли ты все равно определить некоторые тренды на сегодня в современном искусстве и сделать прогнозы на 2021 год?
АЗ — Тренды — гибридное, мистическое, спиритуальное. Следую интуиции и информации из CV, если одно другое дополняет, то бинго.
Проект Интервал — http://interval-art.com/
ЕВ — Лучшие три выставки, которые ты посетила за последние 3-5 лет. Почему они лучшие. По возможности, поставь ссылки.
АЗ — Days are Dogs — Palais de Tokyo- https://www.palaisdetokyo.com/sites/default/files/depliant_camille_henrot_web_en.pdf
Garden of Earthly Delights — http://moussemagazine.it/garden-of-earthly-delights-at-gropius-bau-berlin-2019/
For Mario — Tina Kim Gallery — http://www.tinakimgallery.com/exhibitions/for-mario?view=slider#2
Первая — это идеальная система. Идеальное кинестетичекое зрелище — Камиль Энро включает все сенсорные опыты в выставку, строит все на системе (дни недели). Люблю системы.
Второе — большая групповая выставка в одном из лучших мест в Берлине. Там просто было много классных открытий для меня — художники, которых я никогда не видела вживую — Pipilotti Rist например, а тут все это было так сочно намешано — будто фруктов наелся.
Третья — очень неожиданная — вся драпированная минималистичная галерейная выставка в Сохо, Нью-йорк.
ЕВ — Как ты думаешь, где никто никогда не делал выставок, а это было бы весьма интересно?
АЗ — На Луне.
ЕВ — Твой любимый куратор, если такой есть, и почему.
АЗ — Александр Буренков. Как я и говорила, люблю все современное. Саша мой ровесник. Мне нравится его точное, образное, порывистое мышление и выбор тем, художников, спикеров. Все это абсолютно про сегодня и даже во многом про завтра. Сейчас он стал куратором фонда Cosmosow. Во время пандемии он модерировал несколько классных событий.
ЕВ — Ты что-нибудь коллекционируешь? Если да, то что и почему?
АЗ — Ничего не коллекционирую, разве что записочки Луне))
ЕВ — Было ли у тебя когда-нибудь желание обладать каким-нибудь экспонатом с любой выставки, который не вписывается в круг твоих интересов? Если да, то каким?
АЗ — Хм. Не припомню. Мне, кстати, редко хочется обладать предметом искусства, мне интереснее быть причастной к показу тех или иных работ. То есть как бы становиться соавтором события, внутри которого происходит показ — это мой способ обладания — нематериальный. Из последнего — купила несколько фотографий Анны Прилуцкой со своей выставки Housekeeping.
работа Анны Прилуцкой. фото Анна Заведий
ЕВ — Должен ли быть свой сайт у независимого куратора, как ты? Если да, то почему у тебя его нет, или он в планах? Или тебе достаточно социальных сетей? Какую роль инстаграма в жизни современного куратора или художника ты видишь на сегодняшний день?
АЗ — Ох. Сайт-боль. Сайт нужен. У меня не доходят руки. Обязательно сделаю. К 2021, вот увидишь. Сейчас документация моих проектов лежит в «актуальном» в инстаграме — там можно быстро все посмотреть. До определенного момента этого было достаточно, но сейчас ясно, что нужен сайт — выход на более профессиональный уровень. В инстаграме мне нравится оставаться полностью собой — то есть смешивать личную и профессиональную жизнь. Это такой конструктор личности — я и «то», и «это», и потанцевать люблю. С появлением возможности выделить «близких друзей», больше личных фотографий выношу в эту зону, но убеждена, что инстаграм — это про человека в целом, поэтому нет смысла превращать его в узкопрофессиональный профайл.
инстаграм Анны Заведий — https://www.instagram.com/anna_zavediy/
ЕВ — Любимая книга (и) по теории искусства.
АЗ — Ален Бадью «Этика».
E-flux journal «What is love?»
Люблю Агамбена, несмотря на то, что его ругают за популизм.
Ролан Барт, и Сьюзан Сонтаг, конечно, «О фотографии».
Из последних шикарная — «Искусственный ад. Партиципаторное искусство и политика зрительства» Клэр Бишоп.
ЕВ — Придумай, пожалуйста, название для одного из моих следующих Open-call на Wall-online.
АЗ — «Я люблю тебя. Ничего не бойся». (цитата из работы Аси Маракулиной)
фото Алекс Антипин