Wall берет интервью у критиков, фотографов, художников и кураторов, чье мнение и опыт нам глубоко не безразличны.
Владимир Селезнев — художник и куратор. Живет и работает в Екатеринбурге.
Екатерина Васильева — Владимир, спасибо, что согласились ответить на мои вопросы для Wall.
В этом году вы стали «Художником года» и лауреатом премии «Инновация». Поздравляю Вас!
В Википедии про вашу выставку, за которую вас номинировали, написано так:
Иногда кратчайший путь — самый длинный — первая ретроспективная выставка Владимира Селезнёва, представляющая произведения, созданные автором на протяжении 20 лет.
Даты проведения: 19 марта — 24 июня 2018 года. Куратор: Илья Шипиловских.
Название выставки отражает сложный процесс становления художника. Владимир мечтал о том, чтобы стать художником, ещё в школе, разрисовывая последние страницы тетрадей. Но будущее призвание забылось на пятнадцать лет, на которые пришлись учёба в нескольких институтах, служба в армии и работа сварщиком на Нижнетагильском металлургическом комбинате. Поступив в 24 года на художественно-графический факультет Нижнетагильского педагогического института, Владимир в своей дипломной работе обозначил ключевые направления, которые продолжает развивать в своей художественной практике и сегодня. Это взаимодействие искусства и городской среды, психология работы в группе и мифы в искусстве.
И первый вопрос, который я бы хотела вам задать: кто придумал название этой выставки? И были ли еще варианты названия? По какому принципу выбирались работы для ретроспективы? Насколько было сложно объединить все работы для цельного высказывания?
Владимир Селезнев — Название придумал я, точнее, не придумал, потому что это фраза, которую я вычитал у одного из персонажей книги Нила Геймана «Американские Боги». Когда шла подготовка к выставке, я как раз читал эту книгу, и, конечно, думал о том, чтобы название моей выставки точно отражало ретроспективность и мой «тернистый» путь становления как художника, и, когда я случайно наткнулся на это выражение, понял, что это именно то, что нужно. Других вариантов и не было, рабочее название было «ретроспективная выставка Владимира Селезнёва». Работы выбирались примерно так: начинается все с дипломного худграфовского проекта, когда мы, объединившись с Иваном Снигиревым и Женей Гольцовым в группу Зер Гут, решили на диплом делать совместную работу. Это, конечно, было шоком для наших преподавателей, потому что по форме это было то, чему нас как бы и не учили, да и защищать диплом учителя рисования и черчения тотальной инсталляцией — это, конечно, странно. Никто ни до ни после нас даже не пытался ничего подобного делать. В итоге это была однодневная выставка в заброшенном доме, тотальная инсталляция, в которой были представлены объекты, живопись, графика, видеоарт, фото, а фасад здания был украшен нашими гипсовыми масками, количеством около тысячи. Выставка называлась «Опыт создания мифа», такое слегка наивное название, но оно хорошо сработало. Так вот, темы, которые нас интересовали: искусство в городской среде, искусство как коллективное действие и мифология в современном искусстве, — это то, что, собственно, интересует меня всю мою художественную деятельность как художника да и как куратора тоже. Поэтому было логично из всего, что я делал как художник для ретроспективной выставки, выбрать работы, отвечающие этим направлениям, которые были выработаны еще, по сути, в студенчестве. Благодаря тому что мы с куратором выставки Ильей Шипиловских сделали выбор тех работ, которые отвечали только этим трем магистральным направлениям, несмотря на мультижанровость, мне кажется, выставка получилась довольно цельная.
Выставка ''Иногда кратчайший путь — самый длинный'', фото предоставлено Ельцин Центром, фото Л. Кабалинова
Выставка ''Иногда кратчайший путь — самый длинный'', фото предоставлено Ельцин Центром, фото Л. Кабалинова
Выставка ''Иногда кратчайший путь — самый длинный'', фото предоставлено Ельцин Центром, фото Л. Кабалинова
Выставка ''Иногда кратчайший путь — самый длинный'', фото предоставлено Ельцин Центром, фото Л. Кабалинова
Выставка ''Иногда кратчайший путь — самый длинный'', фото предоставлено Ельцин Центром, фото Л. Кабалинова
Выставка ''Иногда кратчайший путь — самый длинный'', фото предоставлено Ельцин Центром, фото Л. Кабалинова
ЕВ — Второй вопрос: одна из работ, представленных в ретроспективе, называется «Несколько прекрасных вещей, о которых мы узнали благодаря музейным смотрителям». Я прочитала, что соавторами проекта стали музейные смотрители из Государственного Эрмитажа и Главного штаба, Музея А. Ахматовой, Петропавловской крепости, Мастерской Аникушина, Гатчинского дворца и других музеев Санкт-Петербурга.
Скажите, пожалуйста, почему только Санкт — Петербург и есть ли у Вас любимые героини и ответы (я так понимаю, что главным образом в исследовании участвовали женщины, потому что, в основном, смотрителями работают они) ?
ВС — Санкт-Петербург выбран, потому что проект делался специально для фестиваля «Современное искусство в традиционном музее» и, соответственно, это был сайт-специфик проект про музеи Санкт-Петербурга. Да, в основном были женщины-смотрительницы, мужчина был только один из Этнографического музея, бывший военный, который не то что современное искусство, да и все, что после передвижников не очень жалует. Из любимых, пожалуй, три смотрительницы: Латкина Людмила Оскаровна, которая рассказала мне историю гобелена из экспозиции Гатчинского дворца, настолько увлекательно, что я, никогда не понимавший этот вид декоративно-прикладного искусства, стал им живо интересоваться и даже специально пошел смотреть гобелены в Эрмитаж. Смотрительница из музея Анны Ахматовой Чигвинцева Елена Романовна, очень интеллигентная, коммуникабельная и приятная во всех отношениях смотрительница, которая сказала, что ей доставляет огромное удовольствие ежедневное общение с посетителями, и я думаю, посетители музея уходят тоже в прекрасном расположении, пообщавшись с Еленой Романовной, по крайней мере у меня было так. И еще одна смотрительница, которая меня сразила — это Кира Троицкая из Главного штаба (Эрмитаж), человек с очень глубокими познаниями в сфере изобразительного искусства, а кроме того, сама художница, хоть и не имеющая специализированного образования. Это был очень важный для меня проект, важный опыт, именно после «Нескольких прекрасных вещей» я стал делать проекты, используя «эстетику взаимодействия», то, как я сам понимал этот термин, введенный в искусство благодаря куратору Николя Буррио. Я стал привлекать к производству искусства людей, которые не только не являются художниками, а чаще могут не понимать, что такое современное искусство. Мне кажется, это хороший способ нести современное искусство в массы, потому что люди на собственном опыте начинают понимать, как работает современное искусство и что его отличает от искусства традиционного.
выставка «Несколько прекрасных вещей, о которых мы узнали благодаря музейным смотрителям», отрывки из видеоинтервью: https://drive.google.com/file/d/1fPrSF506PgXyELAMlcSExDp8Lk7RTtPb/view?usp=sharing), фото предоставлено Ельцин Центром, фото Л. Кабалинова
выставка «Несколько прекрасных вещей, о которых мы узнали благодаря музейным смотрителям», фото предоставлено Ельцин Центром, фото Л. Кабалинова
выставка «Несколько прекрасных вещей, о которых мы узнали благодаря музейным смотрителям», фото предоставлено Ельцин Центром, фото Л. Кабалинова
выставка «Несколько прекрасных вещей, о которых мы узнали благодаря музейным смотрителям», фото предоставлено Ельцин Центром, фото Л. Кабалинова
выставка «Несколько прекрасных вещей, о которых мы узнали благодаря музейным смотрителям», фото предоставлено Ельцин Центром, фото Л. Кабалинова
ЕВ — Продолжая тему вовлечения зрителя, скажите пожалуйста, есть ли на новой выставке ''После нас'' (посвященной бессмертию) в Екатеринбурге, где вы выступаете как куратор, книга отзывов и читаете ли вы ее? Можете ли прокомментировать, как воспринимает выставку неподготовленный зритель? И есть ли за последние годы тенденции к улучшению взаимопонимания между ним и современным искусством? Насколько зритель Екатеринбурга отличается от зрителя в Москве и Петербурге? P. S. Если отличается.
ВС — Если честно, даже не знаю, есть ли на выставке книга отзывов. Я считаю, что книги отзывов на выставке — это какой-то отмирающий жанр. Все давно отзывы пишут у себя в соцсетях, инстаграме. Ставят теги специально, чтобы эти отзывы были прочитаны теми, кому это интересно. А реальные книги отзывов, это примерно, как у Чехова в рассказе «Жалобная книга» — «Кто писал не знаю, а я дурак читаю».
Насчет отличий зрителя в Москве, Петербурге и Екатеринбурге, то я их не вижу. Екатеринбург вполне продвинутый город, в котором продвинутые и хорошие зрители. Те, кто посещают выставки современного искусства в любом городе, на мой взгляд, ничем не отличаются, потому что современное искусство — это свой особый язык, и чтобы понимать его или говорить на нем, нужна подготовка. И если человек пришел на выставку современного искусства, неважно, в каком городе она находится, значит, он либо знает этот язык, либо учится и пытается его понять.
выставка ''После нас'', фотографии предоставлены Уральским филиалом ГЦСИ
выставка ''После нас'', фотографии предоставлены Уральским филиалом ГЦСИ
выставка ''После нас'', фотографии предоставлены Уральским филиалом ГЦСИ
выставка ''После нас'', фотографии предоставлены Уральским филиалом ГЦСИ
выставка ''После нас'', фотографии предоставлены Уральским филиалом ГЦСИ
выставка ''После нас'', фотографии предоставлены Уральским филиалом ГЦСИ
ЕВ — Лучшие три выставки, которые вы посетили за последние 5 лет. Почему они лучшие. По возможности, поставьте ссылки.
ВС — Думаю, их больше. Я вообще очень благодарный зритель, и мне обычно много, что нравится. Пожалуй, начну с выставки «Гениальные дилетанты», которую я посетил, кажется, в 2015 году в гамбургском Museum für Kunst und Gewerbe. Это выставка, рассказывающая про то, как из немецких субкультур 80-х годов появилось нечто совершенно новое — музыка, изобразительное искусство, архитектура, дизайн. https://www.youtube.com/watch?v=WrdlzuMfkVM
Я как раз примерно в это время задумал выставку «Приручая Пустоту. 50 лет современного искусства Урала» и я был очень вдохновлен реализовать задуманное именно благодаря этой выставке. Я увидел, что все, что происходило на Урале, вполне укладывается в общемировые тренды и для меня это было интересное открытие, как в закрытом городе при минимуме информации доходящей из-за железного занавеса, происходили какие то очень близкие процессы.
Вторая выставка, которую я хотел бы отметить — это ретроспектива Володи Логутова «Следующий уровень», которая прошла пару лет назад на Винзаводе. С Логутовым мы дружим с начала 2000-х и мне было интересно, как все его формальные поиски соединятся в единое высказывание, выставка получилась очень цельная и настолько объемная и этапная, что я даже подумал, что после такого нужно делать что-то абсолютно новое.
https://www.youtube.com/watch?v=Celr5CsGyn0
И еще одна выставка, про которую не могу не упомянуть — это прошлогодняя выставка Светы Шуваевой «Последние квартиры с видом на озеро». Вот если говорить про настоящий катарсис от посещения выставки, то это как раз тот случай. Света тоже была номинантом в моей категории на Инновации, и я совершенно искренне болел за нее.
http://www.mmoma.ru/exhibitions/tverskoy9/sveta_shuvaeva_poslednie_kvartiry_s_vidom_na_ozero/
ЕВ — Есть ли отличие выставок современного искусства, которые проходят на западе от выставок, которые делают в России? Если да, то в чем? Посещаете ли вы их?
ВС— Конечно, я посещаю выставки, когда бываю за границей. Обязательно хожу в музеи и галереи, а иногда сам участвую в заграничных выставках или даже делаю их как куратор. У меня был опыт куратора в Нью-Йорке и Германии, конечно, это выставки не музейные, а всего лишь в небольших независимых галереях, но все равно новый экспириенс. Еще я буквально только что вернулся из Стамбула, куда ездил специально, чтобы посмотреть 16 Стамбульское биеннале современного искусства. Вот на примере двух Биеннале, которые я видел в этом месяце, Уральской и Стамбульской и можно поговорить о некоторых отличиях. Ну, первое отличие: на мировых биеннале почти совсем не представлены русские художники, и это, конечно, печаль. Если смотреть по контенту, то ничего такого, что бы сильно отличало эти два биеннале, я не заметил, отличие только в том, что нашему явно не хватает денег на производство работ и техническое сопровождение, в техническом плане мы, конечно, отстаем. Но повторюсь, это скорее из-за дефицита денег. Например, для одного проекта на красноярской биеннале, которую я курировал этой осенью, необходим был макбук и мы так и не нашли его, потому что у музея, который занимается выставками современного искусства, нет макбука, а на покупку его денег тоже не было. Пришлось обходится обычным системником с виндоусом, и проект в итоге работает нестабильно, его нужно каждые полчаса перезапускать. А так как местные техники, я уверен, не будут ходить каждые полчаса и перезапускать его, в итоге представленная работа страдает, и это очень плохо. И такое сплошь и рядом. Из наших институций, пожалуй, только в Гараже готовы безоговорочно выполнять тех. райдер художников. Поэтому их выставочные проекты близки к безупречным.
ЕВ — Опишите пожалуйста идеальные взаимоотношения куратора и художника.
ВС — По своему опыту могу сказать, что идеальные отношение между художником и куратором — это когда куратор и художник являются друзьями и (или) единомышленниками. Либо близки к тому, чтобы считать таковыми друг друга.
ЕВ — Что сложнее: быть художником или куратором?
ВС — Куратором быть, конечно, сложнее. Потому что, когда ты художник, то ты отвечаешь только за себя. Если ты куратор, ты отвечаешь не только за себя, но и за художников, которые участвуют в твоей выставке или проекте. И эта ответственность и перед самими художниками и перед зрителем. Стрессовых ситуаций в кураторстве всегда больше, чем в художественной практике.
ЕВ — Почему у вас нет персонального сайта?
ВС — На самом деле он давно есть, но я его никому не показываю, просто потому что он пока еще не доделан. Скоро обнародую. Наверное.
ЕВ — Вы также стали Лауреатом в номинации «Лучший кураторский проект» 2018 (Премия Сергея Курехина) За выставку «Приручая пустоту. 50 лет современного искусства Урала».
Скажите, пожалуйста, какие у Вас отношения с пустотой в философском понимании, а также
с пустым пространством галереи или с белым кубом?
И, я правильно понимаю, что в Екатеринбурге вы специально хотите использовать индустриальные помещения и даже заводы? Напишите, пожалуйста, про ваше понимание и видение использования галерейных и индустриальных стен для выставок?
ВС — Пустоту я всегда воспринимаю как вызов, неважно чистый ли это лист, пустой холст или пустое галерейное пространство. Насчет специального использования индустриальных помещений, наверное это все-таки скорее вынужденная мера. Потому что пустых выставочных пространств, которые готовы принимать современное искусство, у нас в городе не так много, поэтому бывшие производственные помещения — это вполне себе выход. Но работать с ними не так просто, потому что руинированные цеха и покрытые коррозией огромные производственные механизмы по фактуре гораздо мощней, чем какое-то современное искусство. Поэтому когда мы приехали в цех музея завода в Нижний Тагил, где должна была состояться часть спецпроекта прошлого биеннале Миростроение, мы были слегка в шоке, как нам это победить. Но мы смогли это сделать с моим со-куратором этой части проекта и участником Андреем Сяйлевым, и художниками Женей Гавриловым и Даней Акимовым. Благодаря добавленному искусству цех превратился в нечто волшебное.
Спецпроект 4 Уральской индустриальной биеннале современного искусства «Миростроение», г. Нижний Тагил, фото Андрея Сяйлева
Спецпроект 4 Уральской индустриальной биеннале современного искусства «Миростроение», г. Нижний Тагил, фото Андрея Сяйлева