Wall начинает брать интервью у критиков, фотографов, художников и кураторов, чье мнение и опыт нам глубоко не безразличны.
Ольга Бубич — критик, фотограф и преподаватель. Живет и работает в Минске.
Екатерина Васильева — Ольга, спасибо, что согласилась ответить на мои вопросы для Wall. Я читаю твои статьи и рецензии уже много лет. Я знаю, что главная область твоего исследования — это книги, но сегодня я бы хотела вывести тебя из комфортной зоны и поговорить о выставочной деятельности. Скажи пожалуйста, когда ты пишешь рецензии о выставках? Что может послужить мотивацией? Я хотела бы привести в пример ревю на выставку ''Воображая фотографию''. https://www.photographer.ru/events/review/6676.htm
Ольга Бубич — Спасибо за предложение, Екатерина! Я рада, что ты отметила мой исследовательский интерес к фотокнигам, но я бы не назвала их моей «главной» областью. Символические хештеги текстов, регулярно публикуемых в бумажных и Интернет-ресурсах региона — культура, искусство, фотография и путешествия. Также я регулярно делаю интервью с лидерами мнений в области беларусской культуры и искусства и очень горда и рада быть среди членов команды международного фестиваля «Месяц фотографии в Минске» http://mfm.by с момента его основания директором «МФМ», фотографом Андреем Ленкевичем. В рамках фестиваля выходят каталоги и альбомы о творчестве беларусских фотографов — мы «возвращаем» их имена в культурное поле страны, не позволяем быть забытыми. Рецензии на фотокниги — лишь одна из строк длинного CV интересов и тем, которые считают важным не обходить стороной. Последнее время я пишу даже о парфюмерии — ольфакторный канал интригует недостаточной изученностью.
Действительно, иногда я пишу и рецензии на выставки, мотивация в этом случае проста — я посетила событие и посчитала необходимым рассказать о нем публике нашего региона. Причины — критическая и эстетическая составляющие. Темы, о которых в Беларуси, Украине и России, например, пока не говорят. Или говорят не таким концептуально «отточенным» языком. И так как я много путешествую, кейсов достаточно: от Азии до Америки.
ЕВ — Расскажи пожалуйста про свой опыт работы в команде фестиваля «Месяц фотографии в Минске». Можешь ли в рамках фестиваля выделить какую нибудь выставку и, если да, то почему.
ОБ — В команде я занимаюсь, в основном, текстами и их английскими версиями: оформляю финальный вариант фестивальных концепций: последние несколько лет мы делаем их «закрученными» вокруг конкретной темы. Например, темой 2018 было заявлено противопоставление «центр/периферия», в 2017 проекты центральной экспозиции по-разному рассматривали термин «коллективизация». Лично мне также очень нравится использовать свою насмотренность и кругозор в подборе международных участников фестиваля: например, знакомство с французским концептуальным художником Томасом Савином вылилось в то, что на «МФМ-2018» появилась огромная инсталляция китайской сигаретной пачки «Двойное счастье» — часть проекта «Пока смерть не разлучит нас», в котором Томас использует архивную фотографию для знакомства зрителей с традицией курения на азиатских свадьбах.
Одну конкретную выставку выделить сложно: сейчас мероприятия фестиваля охватывают множество городов Беларуси, не все удается посетить лично. Поэтому выделю, пожалуй, целое направление молодой беларусской фотографии: на фестивале мы стараемся сделать хотя бы одну серьезную выставку-дебют начинающего, но уже сильного автора. Такую же политику разделает арт-пространство «ЦЭХ», на чьей площадке зрителей уже познакомили минскую публику с очень крутым и важным для нашего региона проектом Максима Сарычева «Слепая зона» о разных формах насилия http://journalby.com/news/slepaya-zona-strah-i-bol-kak-krasnye-tochki-890, с сюрреалистическими коллажами минчанки Маши Святогор http://journalby.com/news/kurasovshchina-lyubov-moya-lyubov-i-syurrealizm-zadumchivo-lirichnogo-svyatogora-922 и потрясающим видео-глитч проектом «Конденсат» Сергея Гудилина о географии и культурной антропологии беларусов http://journalby.com/news/kondensat-sergeya-gudilina-parnikovyy-effekt-dlya-nacii-709. Очень советую российским читателям обратить внимание на имена этих авторов из Беларуси.
ЕВ — Опиши, пожалуйста, идеальные взаимоотношения куратора и фотографа.
ОБ — Могу привести пример сотрудничества с Оксаной Юшко и Артуром Бондарем над моей выставкой «Больше, чем Я», которая прошла в рамках «Месяца фотографии в Минске» в 2017 году http://mfm.by/2017/bigger-than-i/. Проект, над которым я работаю около 10 лет, очень сложный и многоплановый, и «сложить» его в выставку, располагающую площадью в одну стену, казалось неподъемным, поэтому, вспомнив подобную многоплановость известного проекта «Грозный: 9 городов», я решила обратиться к ребятам за помощью. Общение действительно получилось идеальным — хотя на тот момент мы находились в разных странах. Оксана и Артур умеют задать правильные вопросы, направить критическую мысль в нужную сторону — не навязывая своего видения проекта, помочь выделить приоритеты и более четко осознать, зачем, что и как мы можем показать в формате выставки. Наверное, подобный диалог похож на общение с психотерапевтом (улыбаюсь). Но, оговорюсь, это исключительно мой случай: естественно, если речь будет идти о выставке другого формата: например, с огромным количеством авторов, open-call проектов, которые изначально подаются на одну, придуманную кураторской командой темой, схема взаимодействия будет другой.
ЕВ — Назови, пожалуйста, выставку (и) 20 века, которая повлияла на тебя или вдохновляет тебя? По возможности поставь ссылки. Лучшие три выставки которые ты посетила за последние 5 лет? Почему они лучшие? По возможности поставь ссылки.
ОБ — Путешествуя по Европе, я стараюсь обязательно заглянуть в центр фотографии «C/O Berlin» в Берлине, центр современного искусства «DOX» в Праге, гаагский музей фотографии, амстердамский «FOAM» и национальный музей искусства 21 века «MAXXI» — некоторые действительно впечатляющие групповые выставки мне посчастливилось увидеть именно там. Очень часто после глубокого погружения в массу проектов, захватывающих самыми разными «точками сборки», появляется мотивация подготовить также и материалы-интервью с отдельными авторами или более точечные рецензии на их проекты. Узнать, что за человек стоит за тем или иным высказыванием, и познакомить с ними или с ней как можно большее читателей из нашего региона. Так, после одной большой выставки на тему современного понимания (мульти)идентичности в «DOX», я влюбилась в проект «Monodramatic» японского фотографа Даисуке Такакура, работающего с так называемой «клон-фотографией», общение с Даисуке переросло не только в отдельный, посвященный его творчеству, текст https://www.photographer.ru/cult/practice/7349.htm, но и в онлайн дружбу. Сейчас он иногда с охотой делится со мной именами молодых японских авторов, на которых, как ему кажется, мне стоит обратить внимание.
Вспоминая персональные выставки, долго не хотелось уходить из уютных залов «C/O Berlin» с огромной ретроспективной выставки Антона Корбайна. Несмотря на простоту экспозиции, глубина и психологизм портретов голландца незаметно и тихо делали свое дело. А вручную сделанные прямо на стенах карандашные подписи добавляли изящный «personal touch» — в буквальном смысле слова. https://www.photographer.ru/events/review/6749.htm
Также последнее время меня до слез зацепили несколько проектов авторов, работающих с видео. Носом хлюпали от эмоций буквально все присутствующие в зале музея Филадельфии, где шла трансляция роликов проекта «Уитман, Алабама» https://whitmanalabama.com. На протяжении двух лет их автор, американка Дженнифер Крэндалл, путешествовала по штату Алабама, прося случайных прохожих прочесть одну из глав знаменитого поэтического романа Уолта Уитмена «Песнь о себе». Результатом стал не только экспериментальный гибрид-фильм на стыке поэзии и документалистики, но и богатейшее полотно характеров — не сколько американцев, сколько людей, вне наций, рас и культур. С проблемами, радостями и страхами понятными каждому. Признаюсь, это был удивительный опыт! Думаю, именно такого плана проекты сейчас особенно нужны мировому арт-сообществу — важно делать акценты на схожести, общности наших ценностей и целей. Солидаризироваться с такой силой и энергией, как это произошло в инциденте с Иваном Голуновым. И как фотография, так и искусство вообще вполне способны стать площадкой/поводом такой солидарности. Мы не такие разные, как нас рисуют некоторые политики.
ЕВ — В чем для тебя главное отличие выставки проекта, который уже превратился в книгу, от выставки ''обычного'' проекта?
ОБ — В том, что его можно унести домой и возвращаться к транслируемому книгой опыту в любой момент дня и ночи, а также в любой компании. Как известно, от выставки книга отличается объектностью и протяженностью во времени. С ней можно на чувственном уровне взаимодействовать более глубоко и «по-разному». Например, книга Артура Бондаря продемонстрировала, что ее можно обонять https://www.photographer.ru/events/review/6926.htm, а книга Дмитрия Маркова «Aries Mond», что ее можно слушать https://www.photographer.ru/events/review/7838.htm. Причем, как я уже сказала, в отличие от выставки, абсолютно когда угодно. Такая свобода и «читателеориентированность» делают книгу поистине уникальным форматом. Выставка, на мой взгляд, хороша в качестве одной из начальных точек знакомства аудитории с тем или иным проектом, книга скорее видится как его финальная точка. След во времени.
ЕВ — Как ты думаешь, где никто никогда не делал выставок, а это было бы весьма интересно?
ОБ — Совершенно точно никто пока не делал выставок на других планетах. Тем не менее как у Марса, так и у Луны, — прекрасный потенциал разместить на своих площадях критические высказывания, правда, пока не уверена, чьи — землян или марсиан. А если серьезно, хотелось бы больше выставок на экологическую тему — возможно, в каких-то уместных для этого природных локациях. Что-то настолько пронзительное и духовно правильное, как, например, выступление итальянского композитора Людовико Энауди в Гренландии: на пианино свою «Элегию Арктике» он играл на фоне тающих льдов. Я не знаю, как после просмотра такого можно продолжать разрушать озоновой слой выхлопами заводов, производящих ненужные человечеству в таких объемах одноразовые безделушки https://www.youtube.com/watch?v=2DLnhdnSUVs. Сейчас — самое время приложить максимальные усилия для предотвращения глобальных экологических проблем, изменения культуры потребления, воспитания осознанного восприятия потребностей, да и жизни как таковой.
ЕВ — Любимая книга (и) по теории искусства.
ОБ — Из последних, особенно часто цитируемых, — «Art as Therapy» (Alain de Botton/John Armstrong) издательства «Phaidon». У этого же автора (Alain de Botton) очень понравилась «The Consolations of Philosophy». Вообще мне кажется, что человек, интересующийся искусством и фотографией, не должен ограничивать себя развитием строго в одном лишь, «специальном», направлении. Мелкая, точечная специализация — вчерашний день. Фотографию невозможно рассматривать и понимать без интереса к феномену памяти, физиологии зрения, культурологии, философии, социологии и многих других отраслей знания. Междисциплинарность — наше все.
ЕВ — Придумай название моей следующей выставки на Wall-online.
ОБ — Практически любая тема, которую поднимал первый сезон «Черного зеркала». Красиво и общо горячую проблему формулирует название романа итальянского писателя Луиджи Пиранделло: «Кто-то, никто, сто тысяч».
Фотографии экспозиции «Месяца фотографии в Минске-2018», предоставлено командой «МФМ».
Фотографии экспозиции «Месяца фотографии в Минске-2018», предоставлено командой «МФМ».